Медиакарта
10:37 | 21 января 2022
Портал СМИ Тюменской области

«Практика показывает: помощь детям необходима!»

10:48 | 16 октября 2015
Источник: Слава труду

• Все занятия в логопедическом кабинете с детьми проходят в игровой форме.

По печальной статистике сегодня у большинства детей есть те или иные проблемы с речью. Это может отрицательно отразиться как на психическом, так и на интеллектуальном развитии ребёнка. В таких случаях необходимо своевременное обращение за помощью к специалисту. Не все знают, что в райцентре с декабря прошлого года успешно функционирует логопедический кабинет, где учитель-логопед Светлана Васильевна Петрина помогает детям и взрослым восстановить речевые функции. С ней и состоялась наша беседа.

– У вас очень уютное помещение, видно, что всё сделано с любовью, и чувствуется, что ребятишкам здесь нравится. Замечательно, что у жителей района есть возможность обратиться в Аромашево к специалисту по речи. Как пришла идея открыть свой логопедический кабинет?

– Я ещё со школы решила для себя, что буду учителем-логопедом. Мотивация возникла при общении с двоюродной сестрой из Ишима, она в то время работала логопедом в дошкольном учреждении. Впоследствии, когда я поступала в Ишимский пединститут, оказалось, что квалификацию «логопед» убрали. Поступила я на организатора-методиста дошкольного образования и дополнительно в этом же учебном заведении посещала логопедические курсы в течении трёх лет, получила корочки специалиста по коррекции речи. Ещё на третьем курсе института ко мне обратились родители за помощью их ребёнку, у которого было нарушение речи. Результат получили положительный, так началась моя практика. По окончании вуза устроилась работать в детский сад и решила продолжить своё образование. Закончила заочно трёхлетние курсы переподготовки в ТОГИРРО, получив второе высшее образование по специальности «учитель-логопед». Прошла педагогическую аттестацию и имею первую квалификационную категорию. Стаж моей педагогической деятельности пять лет. Помимо основной работы логопедом в детском саду «Сказка», занималась репетиторством, по просьбе родителей, с занятий по коррекции речи с малышами на дому. Видя положительные результаты своей работы и многочисленные просьбы родителей об индивидуальной работе с их детьми, решила открыть в свободное от основной работы время логопедический кабинет, чтобы люди знали, обращались. При становлении дела трудностей не возникало. Спасибо мужу, во всём меня поддерживает, помогает. Занятия проходят в игровой форме, ведь основной контингент у меня – дети. Но также занимаюсь и со взрослыми.

– Смотрю, на стенах кабинета размещены разные сертификаты. Продолжаете обучаться?

– Мне нравится познавать что-то новое в логопедической практике: читаю специальную литературу, отслеживаю и посещаю всевозможные курсы. Например, в Сургуте специалист из Москвы давала нам знания по логопедическому и зондовому массажу коррекции дизартрии у дошкольников. Практикую массаж. Прослушала курс лекций по динамической нейростимуляции в логопедической практике, получила сертификат, приобрела специальный аппарат, тоже практикую: с детьми отрабатываем речевые точки. Изучала в ТюмГУ логопедический массаж. Много разных курсов прошла, не хочется останавливаться, ведь всё развивается, следует быть в курсе новинок, повышать квалификацию.

– Общаясь с разными педагогами, в том числе и начальных классов, выяснила, что в последние годы стало больше поступать в школу ребят, у которых есть сложности с выговариванием звуков, многие не умеют связно излагать мысли. Но бывает и так, что ребёнок, имея прекрасную речь, испытывает трудности с чтением и письмом. Что можете сказать по вашей практике, много ли сейчас встречается детей с тем или иным нарушением речи?

– Работая в детском саду учителем-логопедом в подготовительных и старших группах, могу сказать, что 70 процентам дошколят желательна работа по коррекции звукопроизношения. Практика показывает: помощь детям необходима!

– В большинстве случаев с какими речевыми отклонениями сталкиваетесь?

– С тяжелыми (общим недоразвитием речи) и с фонетическими нарушениями речи. Это нарушение устной речи. Существуют так называемые диагнозы школьников – фонематическое недоразвитие письменной речи: дисграфия, когда пишут, как произносят и дислексия, неправильно читают.

– Каковы причины нарушений в речевом развитии?

– Существует множество причин расстройств речи, но основных всего три: внутриутробная патология, наследственная предрасположенность (генетика) и неблагоприятные роды, а также заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

– Как я поняла – это патологические нарушения с медицинской точки зрения. Но ведь бывает, что вроде бы всё в хорошо, а речевые отклонения от нормы имеются, что нужно в таком случае знать родителям?

– Развитие ребёнка индивидуально и поэтому совершенно естественно, что у кого-то не всё идёт так, как этого бы хотелось. Излишнее стимулирование, чтобы малыш раньше стал говорить, в свою очередь может вызвать нарушение в психике. И, конечно же, следует различать патологические речевые нарушения и возможные речевые отклонения от нормы, вызванные возрастными особенностями формирования речи или условиями внешней среды (некоторые речевые особенности родителей, двуязычие в семье). Если же ребёнок долго не может заговорить, советую родителям больше говорить с ним, озвучивая все действия (кормление, одевание, купание), комментируя окружающее, произнося слова чётко, терпеливо и доброжелательно. Необходимо читать детские сказки, стихи. И главное –  не ждать с надеждой, что, взрослея, ребёнок разговорится до нормы без какой-либо помощи.

– Светлана Васильевна, в последнее время наблюдается такая тенденция, что некоторые родители стараются переложить ответственность за развитие, обучение своих детей на детский сад и школу, надеясь, что там есть необходимые специалисты. К сожалению, в образовательных учреждениях района, за редким исключением, учителей-логопедов нет. С какого возраста при нарушении у ребёнка функций речи родители должны обратиться за помощью к специалисту?

– Отмечу, что если период от года до трёх лет для обучения овладению речи пропущен, то восполнить его очень трудно. Ребёнок с нарушением речи к трём годам должен иметь речевой диагноз и заключение с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Возраст три года является наиболее оптимальным для начала речевых реабилитационных мероприятий у специалиста.

– Скоро исполнится год, как вы занимаетесь индивидуальным предпринимательством в сфере логопедической помощи, довольны ли результатами, какие планы на будущее?

– Результаты в работе есть: полностью закончили курс по коррекции речи четверо ребят, продолжаем занятия с 15 аромашевцами от 5 до 16 лет и с двумя взрослыми. Летом был ажиотаж: своих внуков, приехавших погостить из города, бабушки-дедушки приводили на занятия.

А планы? Хочется установить в кабинете компьютер: для повышения эффективности логопедической работы использовать специальные компьютерные игры по коррекции речевых функций. Я очень люблю свою профессию, рада, что удаётся помочь.

***

Ирина Кукина: «К Светлане Васильевне обратились за помощью сыну: через два года ему в школу. Специалист грамотный, индивидуальные занятия Матвейке нравятся, с удовольствием ходит. Наблюдается положительная динамика. Каждые полгода ездим на осмотр к логопеду в Тюмень, врач отмечает правильную работу нашего местного специалиста по речи, хвалит. Будем посещать занятия у С.В. Петриной и дальше».

Ольга Цветкова, специалист КЦСОН: «С августа по сентябрь этого года в рамках областной программы по работе с детьми-инвалидами заключили договор с логопедом Светланой Васильевной Петриной, по оказанию помощи детям с нарушениями речи. Надеюсь и в следующем году продолжить сотрудничество со специалистом».

Фото: автор.

Автор: Марина МИХАЙЛОВА