«Материал» для картин тюменской художнице Альфее Мухаметовой доставляют из Мегиона
Уже неделю в фойе второго этажа Тюменского драматического театра работает персональная выставка «Истоки» члена Союза художников России и Международной ассоциации изобразительного искусства АИАП ЮНЕСКО, заслуженного работника культуры РФ Альфеи Мухаметовой. У вас есть еще несколько дней, чтобы успеть познакомиться с творческими экспериментами неутомимого мастера – экспозиция открыта до 25 октября.
Альфея Мухаметова, переехавшая к нам из Мегиона несколько лет назад, – это спринтер в «творческом забеге». Трудно определить, с какой частотой она придумывает новые техники, но к текущему месяцу их действительно накопилось много, и ведь это еще не предел! В год же Альфея участвует в 24 проектах. Она начинала как живописец, а теперь может называть себя и дизайнером, и стилистом, и автором уникальных произведений декоративно-прикладного направления из шерсти, всевозможных ниточек, марли, листьев, камушков, нефти, даже грунта… Последняя любовь – изготовление бумаги ручного отлива, тонированной «черным золотом».
На открытии «Истоков» художница с удовольствием познакомила гостей вечера, среди которых были ее ученики, с увлечениями последних лет.
– Валяние – постоянно совершенствующаяся техника. Из обычного войлока я могу получить каракуль с разными эффектами, вплести в шерсть шелковые волокна и другие материалы, которые дадут разные фактуры. Интересности можно выполнять на водорастворимой пленке: выложу на ней рисунок из ниток, потом под кран – пленка растворится и останется чистая работа, которую можно соединить с войлочной основой, – рассказала Альфея Фахриттиновна.
На выставке все это можно увидеть в витринах и на стенах. Триптих «Древняя Югра», исполненный горячим, холодным батиком и аэрографией, представлял Тюменскую область в Московском манеже. В него включены древние символы, найденные под Сургутом, и зашифрованы известные графические работы самой художницы. Манекены одеты в наряды из многослойной марли и палантины в разных техниках. Одну из стен украшают образцы бумаги ручного отлива с использованием керамики, пластика, нитей: это графика, переходящая в объем. Есть панно с использованием кусочков марли, батика, шерсти. На другой стене – «нефтяные» портреты известных татарских деятелей Булата Сулейманова, Минсалима Тимергазеева, братьев Арангуловых…
Рисовать нефтью, доставляемой из родного Мегиона, Мухаметова начала в 2014 году (еще раньше в этом себя нашел один мастер из Азербайджана). Кто бы мог предположить, что рассказ отца-первопроходца 50 лет назад о том, что с товарищами он нашел «нечто вязкое и пахучее», сейчас, в XXI веке, перевернет представление о возможностях применения «подарков из земных недр». Видимо, отложилось на подкорочке, а наружу вынырнуло, когда потребовалось… Нефтью (откупорена вторая литровая бутыль) мастер работает голыми руками. Это очень коварный материал, не прощающий ошибок (неверные линии ластиком не стереть, жирные точки просачиваются сквозь полотно), да и сохнущий неделю. Зато цвет, который она дает после настаивания на солнце, не повторить ни одной краской! Если только попробовать рисовать горьким шоколадом.
…Тюмень до сих пор в поисках своего образа, сувенира. Как говорит руководитель театрального музея Надежда Васькова, все, что предлагается, – слишком обычно, даже примитивно. Может, стоит обратиться за помощью к деятельным художникам, идеи которых действительно потрясают воображение?
Оригинал материала на сайте tumentoday.ru