Когда-то в деревне Крашенёва нельзя было найти пустующего дома: по словам одного из жителей, её даже называли «Китаем», потому как дом на дому стоял. А сейчас, увы, мало, что осталось…
Да, деревенька «поредела»: всего несколько молодых семей, в основном - пенсионеры, да люди среднего возраста…
С Риммой Александровной Плоских и её мужем Дмитрием Ивановичем Ефименко впервые познакомилась несколько лет назад: я тогда собирала информацию для написания материала о дяде моей героини - И.И. Плоских, которого до недавнего времени считали без вести пропавшим…
А в этот раз поговорим о них самих... Наша встреча произошла в один из августовских дней нынешнего года. Была замечательная погода, которая давала возможность не только с домашними делами управляться, но ещё и сходить в лес за ягодами и грибами…
Супругов застала во дворе - они как раз прибирали свеженину.
Слово за слово, и выяснилось, что мои собеседники до сих пор не носят общую фамилию...
- Хотя и прожили вместе 47 лет, но считаем, что это не главное, - говорит хозяин. – А если бы носили, то... может быть, давно разошлись.
- Вы так и не бросаете хозяйство? Что имеете на сегодня?
- Три коровы, овцы, свиньи, утки, куры, - перечислил Дмитрий Иванович. – От гусей в прошлом году избавились.
- Почему?
- Да ну их! - махнув рукой, сказал мужчина.
- Теряться стали, - добавила жена.
- Я, как знаю, вы ещё и молоко принимаете?
- Точно!
- Что заставляет - ведь вы давно уже на заслуженном отдыхе?
- А как потом жить будем? – спросил Дмитрий Иванович. – Пенсии навряд ли хватит, да и привыкли работать – в деревне живём-то. Если бы в городе – другое дело.
- Но, помимо скотинки, есть ещё огород, и сад?
- Картошкой засаживаем соток 40, не считая мелочёвки разной, да кустарников.
- Только для себя?
- Нет, и на тюменских тоже.
- Помогают?
- Конечно! Два внука – один учится, другой отслужил в армии и работает, - рассказывает Римма Александровна. – Своих детей нет - воспитывали племянников, а потом внуков.
- Да, вот один из них – Дима, приехал помочь сено накосить, - добавил супруг. - Это уже второй укос. Первый-то ещё в конце июня скосили. Нынче травостой хороший. А покосы наши вон - в огородах, не надо далеко ездить. Раньше всё было заброшено и бурьяном заросшее. Случись пожар – вся деревня сгорит. Вот, очистили, и каждый год выкашиваем. А сейчас такой покос – три зарода поставили.
- Не тюкуете?
- В прошлом году пытались сделать, но не понравилось – потерь много, да и качество ниже…
Возраст у моих героев уже солидный, поэтому Дмитрий Иванович настаивает на уменьшении поголовья, но Римма Александровна пока не хочет, к тому же - и корма заготовлены. Трудно в одночасье от всего отказаться, ещё несколько лет назад и шесть бурёнок держали…
- Тяжело... Ведь и здоровье уже не то, - говорит глава семейства. – Хватило бы и одной коровы…
- Как думаете - почему молодые не хотят сельским хозяйством заниматься?
- Это у них надо спросить... - ответил Дмитрий Иванович.
- Вы живёте рядом с таким красивым озером, наверняка любите порыбачить?
- Когда-то было дело, а сейчас и лодку-то забросил. Внуки увлекаются. Раньше здесь такой карась водился, как зеркальный карп, – мясистый, вкусный. Сейчас помельчало озеро…
- Наверное, за грибами в лес не прочь сходить?
- Их нынче везде полно. Что особенно удивило - даже в сосенках растут грузди.
Хозяйке же хватает дел и дома – пустить выращенный урожай на соленья, варенья, компоты…
- Скажите, у деревни есть шанс возродиться?
- Сейчас она уже не оживёт, - вздохнув, ответила женщина. – Мало остаётся в деревне людей, которые бы держали хозяйство. Молодёжь покидает родные края. А мы-то куда поедем...
- Ведь я когда-то в городе жил, - продолжил Дмитрий Иванович. – А в 1965 году приехал сюда, да так и осел. Хотя.... Вот племянник Павел хочет вернуться в деревню! Кому-то надо и на земле работать. Если все уедут, то кто будет хлеб да скотинку растить…