Медиакарта
5:36 | 25 апреля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Праздник любимой музыки

Фестиваль «Крещендо» явил Тюмени настоящих звезд классической музыки и сделал счастливым огромное количество слушателей

фестиваль

Музыкантов представили как новое поколение отечественной исполнительской школы, подающих огромные надежды и обладающих большим потенциалом. Однако, на мой взгляд, они уже мастера, виртуозы, их техника владения инструментом – буквально на пределе человеческих возможностей. Думаю, что слушатели, посетившие фестиваль, со мной согласятся. Молодость – как раз время взлета творческих сил.

——

Пианист Денис Мацуев признался журналистам на пресс-конференции — что для него гастроли по России всегда были одним из приоритетных направлений деятельности. Практически каждый год Мацуев выступает в Тюмени, иногда сольно, иногда с камерными оркестрами. Но на этот раз он взял на себя роль артистического директора, собрав на одном фестивале победителей международных конкурсов. В 1990-е годы многие музыканты уехали за рубеж.

Мэтры уходят со сцены и из жизни. Результаты сказываются. Но молодые и талантливые возрождают музыкальную славу России, в том числе с помощью фестиваля «Крещендо».

Как рассказал генеральный продюсер фестиваля Давид Смелянский, большинство музыкантов по отдельности гастролируют по стране и за границей. Большая заслуга Дениса Мацуева в том, что он объединил людей в одну команду, тем самым создав атмосферу счастливого общения.

За шесть лет через семью «Крещендо» прошло более 80 человек, 10–15 из них стали знамениты. Раньше массовый слушатель их не знал, а теперь показывает телевидение, у них свои абонементы, их концерты собирают полные залы. Попасть в эту команду можно только благодаря таланту.

Большую благодарность арт-директор «Крещендо» выразил Новосибирскому академическому симфоническому оркестру. С блеском были сыграны все произведения трехдневной программы. Хотя стиль гала-концерта очень сложен: в сопровождении оркестра по очереди выступает несколько солистов и нужно отразить черты разных эпох, меняющиеся образы. Оркестру приходится внутренне перестраиваться. К тому же с большинством приехавших в Тюмень солистов оркестранты ранее не встречались. Порепетировать смогли только по одному разу с каждым.

На концертах фестиваля я пыталась понять: как возможно так безупречно владеть музыкальными инструментами, вызывая мгновенный душевный отклик окружающих? Вероятно, силы трудиться, бесконечно совершенствоваться молодым исполнителям дает любимая музыка. А инструменты с любовью сделали мастера. Например, Татьяна Васильева играла на виолончели работы Антонио Страдивари, Алена Баева – на скрипке Карло Тонони, Максим Рысанов – на альте Джузеппе Гваданини. Божественная любовь в сердце композитора рождала мелодии, аккорды, фразы… Забота родителей, а затем страсть влюбленных… Поддержка меценатов – любителей искусства… Благодарная любовь слушателей… Любовь, возведенная в степень, поднявшая человеческую сущность до божественных высот, вылилась вот в такой результат. Мы внимали гимну высокой любви!

– Мой дом в Иркутске, – говорит Денис Мацуев. – Мои родители пошли на жертвы, когда увидели во мне искорку. В 15 лет меня отправили продолжать учебу в Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории. Ради того, чтобы бывать дома, я устроил музыкальный фестиваль «Звезды над Байкалом». Музыкант обречен на кочевую жизнь. Но я не жалею, такой ритм жизни меня устраивает.

– Нынешние дети неохотно идут заниматься в музыкальную школу, – продолжил заслуженный артист России. – В эпоху коммерциализации родители не спешат отдавать ребенка на скрипку, виолончель, валторну… Но таланты все равно появляются. В нашем цехе не так все плохо. Классика никогда не станет массовой, это элитарное искусство. Небольшой процент талантов есть, его нужно показывать.

По словам Мацуева, на 90 процентов команда «Крещендо» состоит из питомцев фонда «Новые имена». Один из концертов дали его юные воспитанники: 16-летние Дмитрий Майборода (фортепиано), Евгений Воронов (баян) и 15-летняя Екатерина Корнишина (флейта). Они потрясли и маленьких, и взрослых слушателей!

Фонд «Новые имена» без поддержки меценатов не состоялся бы. А фестиваль «Крещендо» достиг такой мощи, что губернаторы выделяют средства, чтобы программа прошла в их регионе, поделился секретами продюсерской «кухни» Давид Смелянский. Судьба малых городов беспокоит президента России Дмитрия Медведева, и на фестиваль идут деньги и из федеральных, и из региональных, и из муниципальных источников.

Классическая музыка никогда не окупит себя ни в одной стране. Главная ее цель – не заработать деньги, а пропагандировать высокую культуру, подчеркнул Давид Смелянский. От этого зависит и экономический успех страны, потому что его добиваются только продвинутые люди. Благодаря фестивалю внутренняя культура многих слушателей стала богаче. Неспроста с этого года президент России в оценку деятельности губернаторов включил позицию «поддержка культуры».

– Каждый раз, приезжая в Тюмень, вижу, как все меняется в лучшую сторону. У слушателей появляется внутреннее понимание классической музыки, – отмечает Денис Мацуев. – Тюменская филармония, одна из лучших в России, регулярно приглашает оркестры. Мы счастливы выступать здесь.

Имея такой зал, подготовленную публику, афишу, Тюмень достойна иметь свой симфонический оркестр, считают организаторы «Крещендо». И филармония, и город выйдут на новый уровень. «Держу кулаки, чтобы это произошло», – заключил Мацуев.

Фото Юрия ХОЗЯИНОВА

Автор статьи: Светлана КЛИМЕНКО

Рубрика: Культура