Медиакарта
14:03 | 28 марта 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Оборван крик, но эхо остаётся»

12:10 | 06 ноября 2015
Источник: Слава труду

• Песню на стихи поэта-земляка Владимира Белова исполняет Леонид Ткачук.

27 октября исполнилось 66 лет со дня рождения нашего земляка, прекрасного поэта, уроженца деревни Большой Кусеряк Владимира Белова. Прожил он вполовину меньше: в мае 1983 года его не стало. Но он не ушёл от нас навсегда, возвращаясь в своих стихах, воспоминаниях друзей. Двадцать лет своей недолгой жизни, связанной с болью и физическими страданиями, Владимир Иванович посвятил поэзии. Его трогательные и душевные стихи полны любви к Родине, матери, женщине.

В день рождения поэта специалисты центральной районной библиотеки пригласили неравнодушных к поэзии Белова аромашевцев на творческую встречу с известными тюменцами, которые были ещё и друзьями Владимира Ивановича.

Вначале мне хочется рассказать о том, как была организована эта встреча. Мероприятия, посвящённые творчеству нашего земляка, в этот день в районной библиотеке проводятся каждый год. Были и литературные часы, и презентации сборников его стихов, и конкурсы чтецов. В нынешнем году повторяться специалистам ЦБС не захотелось, и они решили пригласить в гости друзей поэта. Конечно же, сомнения в том, что они согласятся приехать, были, всё-таки это люди занятые. Например, чтобы выбрать время для этой встречи  профессору университета, необходимо было передвинуть или отменить занятия у студентов, намеченные встречи, отложить какие-то другие дела. Так же по минутам расписаны дни и у других приглашённых. Но когда заведующая ЦБС И.Н. Кравченко в телефонном разговоре спросила, смогут ли они приехать, все согласились сразу!

– К Володе? Конечно, сможем, это был наш друг, – последовал ответ.

И им было всё равно, на чём их повезут, сами решали вопросы с руководством, меняли планы. Так поступают настоящие друзья, для них неважно, сколько времени прошло с тех пор, как одного из них не стало. Они приехали по зову души на родину друга, чтобы поделиться воспоминаниями о нём, о проведённом вместе времени и теплоте дружеских отношений, которую сумели передать находящимся в зале аромашевцам.

Своими воспоминаниями с пришедшими делились: доктор филологических наук, профессор Тюменского государственного университета, поэт и литературный критик Сергей Анатольевич Комаров; член союза писателей России, поэт и литературный критик Виктор Иванович Захарченко; журналист, член союза писателей России, специальный корреспондент газеты «Тюменская правда», поэт, бард, Леонид Владимирович Ткачук.

– Моя первая встреча с Владимиром Беловым произошла на семинаре литераторов, который проводился в Доме советов. В зале было много народа, тогда люди очень активно занимались поэзией, мы что-то горячо обсуждали. В это время на стуле внесли в зал вцепившегося в сиденье человека. Бросилось в глаза и запомнилось его очень бледное лицо. Потом уже, когда познакомились и стали друзьями, я, вспоминая эту первую встречу, понял, отчего он так выглядел. Он не был публичным человеком, боялся и стеснялся большого скопления людей. Стеснялся, наверное, того, что не может передвигаться без посторонней помощи, того, что уже не такой как все, он был очень гордый человек, – рассказывает В. Захарченко. – В ту, первую нашу встречу, я его пожалел, но пожалел в первый и в последний раз в жизни. Ему дали слово, и он начал читать свои стихи, первым из них было стихотворение «Казарки».  Созданный им образ поразил меня, поразило его умение находить поэзию рядом с собой. Нужно обладать гениальным талантом, чтобы, вспомнив быт охотничьей избушки, так умело и сильно вложить его в стих. Я понял, что это очень сильный человек, который может достучаться своими стихами до кого угодно, даже до того, для кого литература – вообще ничто. Слово Белова преображало людей, действовало как заговор, – говорит поэт и литературный критик.

В порядке разговорной очереди рассказ товарища продолжил С. Комаров. Он говорил о том, почему на эту встречу они приехали втроём, как познакомились и подружились, и почему Владимир Белов стал их другом. Рассуждал о системе советского воспитания, в которую Владимир Иванович не был полностью погружён, так как произошедшая с ним трагедия уводила его на периферию публичной жизни, где он искал и находил какую-то свою внутреннюю силу, личную логику. Это и формировало его желание жить и творить, но и это же отстраняло его от стандартов советской поэзии, которые прививались или даже навязывались молодым поэтам на литературных семинарах. Созданные в подобной обстановке стихи не подходили под требуемые при формировании сборников стандарты, из-за чего поэт не сумел издать свою книгу при жизни. Ему предлагали что-то переделать, что-то вычеркнуть, но он не соглашался. Прекрасно понимая, что срок его жизни достаточно короток, и он успеет создать только одну книгу, он хотел, чтобы эта книга была такой, какой он сам её видит, рассматривая издание как своё слово или завещание потомкам.

«Нужно успеть сделать книгу – смысл моей жизни. Иначе, зачем тысячи бессонных ночей, ужасные мучения и боли? Нужно успеть спеть свою песню, чтобы оставить её людям. В этом – главная идея жизни и судьбы поэта, плотника, любого мастера своего дела! А я умею только жить образами, восхищаться, слушать, обострённо видеть. И пою свои простые понятные песни о жизни, о любви, о снеге… Нужны ли они? Покажет время и читатели...», – писал сам Владимир Белов.

Идеологический образ ядерной войны, ежедневно нёсшийся из радио и телевидения, висел над советским человеком, был переработан Владимиром Ивановичем в его стихах. По мнению критиков, этот образ становится уже не только советским, а даже всемирным. Об этом прекрасно говорится в сборнике «Атомные фантазии»:

Тяжёлый огонь под землёю зарыт,

И, высветив щели Некрополя,

Огненный шар к горизонту прибит

Гвоздём обгоревшего тополя...

В этом стихотворении нет советского идеологического лексического ряда, это всемирная катастрофа. Но какое мощное сравнение тополя с гвоздём. А ведь до этого тополь всегда был символом лирики, прекрасно воспетый в стихах Есенина и других известных поэтов. Безусловно, поэт с таким видением окружающего не мог не поражать! Владимир Иванович стал настоящим художественным открытием для тюменской региональной поэзии тех лет.

– Мы воспринимали Владимира как подлинного поэта, и ощущали его как лидера, за которым хотелось идти и за которым хотелось тянуться, – говорит доктор филологических наук.

Леонид Ткачук начал свою речь с исполнения песни на стихи Владимира Белова «Казарки», исполнитель был и автором музыки.

– Володя через свои стихи заставил нас влюбиться в его малую родину. Мы явственно представляли себе эту деревню, где мать его маленького кормила последней горбушкой хлеба, эту кротовскую дорогу, по которой он ходил в школу, берёзы, речку.  Его поэзия играет ту роль, которая удерживает нас на том уголке нашей родины, где мы живём. Он заставляет нас не бросать эти просторы.

Мне довелось провожать друга в последний путь. Это был пасмурный весенний день 1983 года, когда воспетые им казарки возвращались. Не обошлось в этот день без поразившей нас мистики, говорящей о его глубокой связи с родными местами и природой. В то время, когда вынесли гроб, со стороны леса прилетел одинокий журавль, сделал над двором круг, прокричал, как бы прощаясь, и улетел обратно в лес. У нас осталось впечатление, что с этой птицей улетает Володина душа.

Продолжая тему первого выступающего, Виктора Захарченко о том, что Белов своими стихами мог достучаться до кого угодно, приведу в пример своего сына. Когда мы ходили к Володе в гости, сыну было 5-6 лет. Он сидел у меня на руках, слушал наши разговоры и то, как Володя читает стихи. А в 12 лет у него проснулся к ним интерес, что для меня было неожиданно. В то время он уже учился в музыкальной школе, от встреч с поэтом в памяти мало что должно было остаться, но он положил на музыку стихи именно Белова, и сделал это так, что на одном из городских конкурсов занял призовое место. Сейчас песни на стихи Владимира можно услышать и на бардовских вечеринках, – говорит Леонид Владимирович.

Творческая встреча с гостями продолжалась более двух часов. Говорили об оригинальности поэтического творчества Белова, читали его произведения и стихи, посвящённые ему. Заворожённо слушали аромашевцы тюменских поэтов и друзей Владимира Белова, вместе с ними заново переживая ушедшие в прошлое встречи и расставания. Узнали собравшиеся о том, как создавались и выходили в свет сборники его стихов, где и как друзьям приходилось изыскивать средства для их издания. Например, на первый, вышедший в 1992 году, деньги из личных сбережений по просьбе Сергея Анатольевича выделил тюменец Виктор Зуев, а стихи для него отбирались методом голосования оперативно созданной при ТГУ комиссией по литературному наследию Белова. Вышла книга тиражом в 3 000 экземпляров, и с этого времени творчество нашего земляка стало широко доступно для читателей.

В 1996 году издаётся ещё один сборник стихов. Творчество Владимира Белова включено в областные хрестоматии «Литература тюменского края», «Страна без границ» и даже в большую тюменскую энциклопедию, вышедшую в 2005 году.

Ещё гости привезли в подарок районной библиотеке аудиозапись, на которой Владимир Иванович читает свои стихи. К сожалению, во время встречи мы не смогли услышать этот проникновенный, завораживающий голос, но специалисты ЦБС пообещали его использовать на других мероприятиях, и аромашевцы обязательно услышат поэта. А голос этот действительно завораживает, это мне посчастливилось испытать на себе в конце 1976 года, когда Владимир Иванович во время случайной встречи читал нам стихи Есенина. Моя духовная жизнь с этого момента тоже изменилась, я влюбился в поэзию и стал заучивать стихи, хотя до этого с трудом заставлял себя выучить то, что требовали в школе.

Время, отведённое для встречи, закончилось, оставив массу приятных впечатлений и познаний нового из жизни нашего земляка, поэта и просто сильного человека, любящего жизнь и хотевшего жить, но очень часто говорящего о смерти, и не терпевшего жалости к себе. В заключение гости ответили на вопросы, возникшие у любителей творчества Белова и, как люди «подкованные» ещё и в юридическом отношении, помогли специалистам районной библиотеки сделать первый шаг к осуществлению мечты о присвоении Аромашевской районной библиотеке имени Владимира Ивановича Белова.

...И не мечтая о бессмертье, –

Пускай достанется седым –

Я лишь у мамы на портрете

Останусь странно молодым,

Влюблённым в лунные туманы,

В огонь, и белую тетрадь…

Я никогда седым не стану.

Вернее – не успею стать.

 Фото: автор.

Автор: Сергей СТЕПАНЮК