Свидетельница событий века прошлого и настоящего жительница Новой Заимки Елизавета Кармачёва 4 ноября отметила своё 95-летие.
Поздравить долгожительницу приехали не только многочисленные родственники, но и работники администрации городского округа, совета ветеранов, краеведческого музея.
По такому случаю Елизавета Алексеевна принарядилась, сменив простой ситцевый платок на шёлковый цветастый…
– В былые годы я бы вас в своём дому приняла, в том, что на Кирова, на горке, – приговаривает именинница, принимая поздравления. – А как мужа схоронила, живу с дочерью Антониной. Больше 12 лет уже прошло…
Дочь тепло обнимет мать за худощавые плечи и, прерывая её на минуту, усаживает гостей за стол. Пока Антонина Ивановна наливает чай, Елизавета Алексеевна рассказывает о босоногом детстве и своих четырёх классах начального образования, смутно вспоминает о коллективизации и вновь возвращается к родному дому на улице Кирова.
– Его мы вместе с супругом моим, Иваном Васильевичем, построили. Он в лесничестве тогда работал, так что со стройматериалами горя не знали. Вместе мы больше 60 лет прожили, трёх дочерей народили. А прежде с войны его дождалась: с немцами воевал, потом с японцами. Нелегко мне с дочкой в войну пришлось: её растила и в типографии трудилась. Пришёл Иван с фронта, тогда и расписались.
– Ты лучше расскажи, как у вас с папой получилось дважды брак зарегистрировать! – просит Антонина Ивановна.
– А вот так и вышло! – с удовольствием продолжает Елизавета Алексеевна. – В 1942-м я старшую дочку родила и хотела, было, на свою фамилию её записать. А в сельсовете надоумили: мол, ты названному супругу в армию-то об этом сообщи, может ему командир свидетельство о заключении вашего брака выпишет. Я так и сделала. Стало быть, расписали нас заочно. А после войны, в 1946 году мы с Иваном ещё раз в загс сходили. Так я дважды замужем побывала! – И тут же отчеканивает частушку:
– Мой муж – гармонист,
А я – песельница!
Он играет – я пою,
У нас весело в дому!
С трепетом в голосе вспоминает она о супруге:
– Видный был у меня муж, черноволосый... Первый парень на деревне. Он из Федосово в Новую Заимку переехал. Теперь уже деревни такой и в помине нет… На танцах в сельском клубе познакомились. Да вы на фотографию взгляните: вот он – всегда с гармошкой. Внуков с ним нянчили и правнуков. Я ещё и праправнуков дождалась. А тому, кто говорит, что жить было раньше лучше и веселее, не верьте: жить непросто в любые времена!
Здесь Елизавета Алексеевна отвлекается и вспоминает, на её взгляд, самую яркую веху в трудовой биографии – работу в типографии районной газеты «Голос большевика». Она пришла туда в 1937 году. Большие стопки бумаги, кассетная наборная машина-«американка» – всё казалось тогда 17-летней девчонке необычным. Елизавета Алексеевна сначала наборщицей была, потом обязанности заведующей исполняла…
– Типография делила здание с редакцией газеты, – рассказывает она. – А как же иначе: корреспонденты написали – мы тут же напечатали. Редактор Голубчикова (имени её уже не вспомню) ошибки исправит, да мы снова печатаем. Готовую газету подписывал сам секретарь райкома. И так три раза в неделю. Тираж газеты, по сравнению с сегодняшним, был невелик – полторы тысячи экземпляров, ну так и район был небольшой. В годы войны мы первыми узнавали сводки от советского Информбюро. В газете печатали о том, как колхозники помогают фронту, о передовиках производства тоже прописывали… Может, корреспондентам и было попроще, а наш труд лёгким не назову: производство газеты – дело вредное, «свинцовое», а зарплата не ахти какая. А ведь у станка стояли в основном женщины... Помню Любу Архипову, Клаву Зубкевич, Валю Федотову, Марию Любимцеву. Чуть легче стало работать, когда на смену старой «американке» в типографию пришла новая двухполосная печатная машина «Искра», а вместе с ней и электрический нож.
С 1935 по 1962 год газета не раз меняла своё название – «Голос большевика», «Сталинский путь», «Знамя коммунизма»… В 1962 году новозаимскую типографию закрыли. Но Е. Кармачёва по праву считает себя газетчиком, хотя после работала и в аптеке, и в туберкулёзном диспансере…
В её комнате на тумбочке стопка свежих газет: «Тюменская область сегодня», «Аргументы и факты», наша районка. Последнюю обязательно читает от корки до корки. Порой хвалит, порой сетует, что рекламы в газете слишком много, но соглашается, что теперь совсем другие времена...