Медиакарта
7:54 | 19 августа 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фальшивая нота

12:51 | 12 ноября 2015

чувствуется в этой истории. Не подобаю­щая случаю нота равнодушия и безразличия вплетается духовной столицей Сибири в гимн, создаваемый московским скульптором Сергеем Мильченко, «Тобольской правдой» и председателем Фонда «Возрождение Тобольска».

В год 225-летия всемирно известного музыканта, в конце 2012-го, журналисты газеты «Тобольская правда» бросили клич о необходимости возведения памятника одному из великих своих земляков – композитору, герою Отечественной войны 1812 года Александру Алябьеву. Идею тут же поддержал председатель президиума общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадий Елфимов. Он пригласил к сотрудничеству известного московского скульптора Сергея Мильченко, заслуженного художника России, участника многочисленных отечественных и международных выставок, награждённого серебряной медалью и дипломами Российской академии художеств. Работы Сергея находятся в Государственной Третьяковской галерее, различных галереях России, а также в музеях и в частных коллекциях РФ, США, Великобритании, Франции, Германии, Голландии, Сербии, Польши, Бельгии, Украины.
В марте 2013 года Сергей Мильченко приехал в Тобольск, встретился с журналистами «Тобольской правды», познакомился с главой администрации города Владимиром Мазуром, побывал в нижнем посаде и в той её части, где планируется поставить памятник Александру Алябьеву. Речь о сквере на Базарной площади, напротив церкви Захария и Елизаветы. В её приходе вчерашний гусарский офицер, сосланный в Тобольск по обвинению в убийстве, бил покаянные поклоны. Доподлинно неизвестно, виновен ли Алябьев в смерти помещика Тимофея Времева, но вернулся прославленный в боях и в музыке уроженец Тобольска на родину – искупить вину...
Принимая во внимание отвратительно короткую память нынешних тоболяков, напомним кое-что об Александре Александровиче. Как извещает нас сборник «Сибирские и тобольские губернаторы» управления по делам архивов администрации Тюменской области, его отец, Тобольский губернатор Александр Васильевич Алябьев, – одна из самых примечательных фигур в ряду тобольских администраторов конца восемнадцатого века. Серьёзное внимание уделялось правителем наместничества развитию промышленности. В 1791 году в Тобольске появляется первая в Сибири полотняная мануфактура М.Т. Куткина, а в 1793-м – шелкоткацкая мануфактура купца Ф.Ф. Кремлева. Чуть ранее, в 1789 году, купец первой гильдии В.Я. Корнильев открывает в Тобольске первую в Сибири частную типографию и при активном содействии Алябьева начинает печатать издаваемый главным народным училищем, под редакцией ссыльного поэта П.П. Сумарокова, первый в Сибири и второй в России провинциальный журнал «Иртыш, превращающийся в Ипокрену» (1789-1791 гг.), а также «Журнал исторический...» (1790 г.), «Библиотеку ученую...» (1793-1794 гг.).
В 1789 году указом генерал-губернатора пермского и тобольского, генерал-поручика А.А. Волкова Тобольскому наместническому правлению во главе с А.В. Алябьевым было позволено строительство кожевенных и прочих заводов на Потчевашском мысе близ Тобольска.
Тобольский губернатор и отец будущего композитора Александр Алябьев сыграл главную роль в появлении в Тобольске первого профессионального театра Сибири, «заведенного от приказа общественного призрения». Покровительствовал его труппе, предоставив актёрам возможность давать представления в своей резиденции на Богоявленской (Богородицкой) улице, пока в 1794 году не было построено специальное театральное здание. В доме губернатора проходили вечера здешнего музыкального общества, душой которого был сам А.В. Алябьев. Вполне себе верится, если учесть, что свои стихи (!) в «Иртыше, превращающемся в Ипокрену...» публиковал прокурор Тобольской губернии Бахтин... Ну а губернатор продолжился меценатством, жертвуя собственные средства на содержание Тобольского главного народного училища. А ещё покровительствовал сосланному в Сибирь и пробывшему в Тобольске семь месяцев по дороге в Илимский острог А.Н. Радищеву. Наказанному нашим местом жительства, напомним, за своё «Путешествие из Петербурга в Москву».
В 1787 году у губернатора Алябьева родился сын, будущий композитор. Спустя девять лет Александр Васильевич был переведён губернатором в Кавказскую губернию, переименованную затем в Астраханскую. В 1798 году Алябьев-старший был произведён в действительные тайные советники и назначен сенатором. Он занимал посты президента Берг-коллегии (орган по руководству горнорудной промышленностью) (1798-1803 гг.), главноуправляющего Межевой канцелярией (1818-1822). С 1 января 1801 г. в ведение Алябьева был передан Монетный департамент. По его инициативе и активном содействии был построен Ижевский оружейный завод.
Вопреки распространённой глупости природа не отдохнула на знаменитом отпрыске губернатора. Его сын, известный миру как автор «Соловья» на стихи лицейского друга Пушкина Антона Дельвига, написал и популярнейший на российских просторах «Вечерний звон». Его, конечно, поют куда как чаще «Со­ловья». Иные застолья без него не обходятся, а тюремный хор в шукшинской «Калине красной», бесспорно, добавил «Звону» шарма.
И ещё алябьевские – около 200 (!) романсов, среди которых «Зимняя дорога» и «Два ворона» на стихи Пушкина, семь опер, 20 музыкальных комедий.
В 1810-м, в 23 года, композитор опубликовал свои первые музыкальные произведения. Ну а трудовую деятельность Александр Алябьев начинал в 1801 году младшим сменным мастером (унтер-шихтмейстером 3 класса) в питерской Берг-коллегии, которую в то время возглавлял его отец, вчерашний тобольский губернатор. В 1803 году нижний горный чин вырос до шихтмейстера 14 класса.
Конечно, воевал против Наполеона. В 1812 году участвовал в боях на территории России и в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. В пику нынешним киевским националистам напомним, что, не будучи природным украинцем, служил в 3-м Украинском казачьем полку. Позднее был причислен к Иркутскому и Ахтырскому гусарским полкам. Как известно, дружил с поэ­том-гусаром Денисом Давыдовым, слывущим одним из организаторов партизанского движения. В составе одного из таких отрядов Алябьев участвовал в битве под Дрезденом, где был ранен. Дрался в боях под Лейпцигом, на Рейне, брал Париж. За ратные подвиги наш земляк был награждён орденами Святой Анны 3-й степени и Святого Владимира 4-й. В чине ротмистра (капитана) Александр Алябьев свою войну окончил, но службу не оставил, продолжив её в Санкт-Петербурге. Впрочем, в 1823-м всё же вышел в отставку в звании подполковника «с мундиром и полным пансионом». Живал в обеих столицах, общаясь с московско-питерской богемой. После известной карточной истории был приговорён к ссылке в родной Тобольск с лишением всех прав и дворянского звания. Лют был император Николай I к талантам и героям... Многажды отклонял прошения о послаблении наказания Алябьеву, что объясняют близким знакомством гусара-композитора с декабристами.
Три года отсидев в Петропавловской крепости, в 1828 году в возрасте 41 года наш земляк направился в тобольскую ссылку. Здесь, под горой, конечно, был написан «Вечерний звон». Здесь «гусар-схимник» бил в Захарьевской церкви поклоны и создал симфонический оркестр казачьей музыки, организовывал концерты, выступая в них дирижёром и пианистом.
В 2017 году исполняется 230 лет со дня рождения Александра Алябьева и 430 лет Тобольску. Два с половиной года скульптор Сергей Мильченко, утверждённый в своём порыве обещаниями методично, по графику оплачивать его работу, ваял памятник герою войны и великому композитору. То и дело он обращался к Аркадию Елфимову с просьбами о помощи в проплате его усилий. «Тобольская правда» постоянно держала читателя в курсе того, как рождается памятник, какие финансовые трудности испытывает проект. В начале 2013 года на сайте газеты tobolka.ru был опубликован счёт, куда можно перечислять деньги на возведение памятника. Но город подумал – ученья идут... Не ему вроде писано. Его как бы это не касается.
Публиковались гипсовая, в полный, 2 метра 20 сантиметров, рост, статуя Александра Алябьева, затем – «кабинетная», в метр с лишним, копия памятника, четыре месяца стоящая теперь в офисе фонда «Возрождение Тобольска». Аркадий Григорьевич обращался к предпринимателям и общественности города с призывами думать не только о колбасе и карманах... Тщетно. В самом начале этой истории глава администрации Тобольска Владимир Мазур изыскал возможность оплатить аванс – 500 тысяч руб­лей. На этом соблюдение графика платежей, составленного Сергеем Мильченко, закончилось. Его письма остаются без ответа. Но на разного уровня встречах и в телеэфирах представители города вынуждены заявлять о том, что дело двигается. Как? Работающая под Москвой команда сотрудников-учеников скульптора побирается по столичным мастерским и меценатам в поисках материалов и денег для окончания памятника всемирно известному тоболяку! И вот на днях Сергей Мильченко прислал в Тобольск очередное письмо, в котором содержится радостная для всех весть: «Наблюдая, как затаптываются формы нашего памятника, я решился на свой страх и риск отлить его за свой счёт. И вот результат. Памятник практически готов, подогнан к постаменту. Останется только сделать табличку на постамент, привести в порядок патину (на фото он только что зазеленён, потом зелень надо будет протереть, но это позже) и установить! Я всё же надеюсь, что проект этот не умер и у нас хватит энергии довести его до победного конца!».
Приехали! Московский скульптор за свой счёт изготовил из бронзы двухметровый памятник НАШЕМУ Алябьеву. Теперь надеется на компенсацию своих затрат. Вполне, между прочим, законно надеется. По-человечески. Если, конечно, надежда его обращена к людям. К благодарным потомкам, как мы себя порой называем.

Автор: Тимур ВОЛКОВ