Медиакарта
3:33 | 21 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Из истории родной стороны...

Часть 2

Документы, факты, предположения…

…Как было уже сказано в предыдущей статье – Вьялково, а вероятно - и Армизон, были основаны (или, как тогда писалось, - «заведены») около 1762 года. Достаточно длительное время они оставались единственными поселениями на территории, которую ныне занимает Армизонский район. Население деревень в основном пополнялось за счет переселявшихся из других мест Кизакской слободы. Так, по данным из метрических книг, во Вьялково в период до 1771 года переселились Карякин, Меншиков, Сосновцов, а в Армизон – Протопопов, Лебедев, Новоселов, Плоских, Коновалов, Горчаков, Един, Кривоногов. 

Около 1772 года был основан Калмак. Такой вывод можно сделать по данным переписи 1795 года по Бердюжской волости, к которой относилась в то время деревня Калмацкая: добросовестный переписчик, помимо данных всех жителей, записал еще и время их заселения в деревню, и самые первые относятся к 1772 году. Именно тогда, и в последующем – 1773 году, было водворено наибольшее количество поселенцев. Кроме того, население пополнялось в 1777 , 1779 и 1780 годах. 

Состав первых калмакских жителей был весьма пестрым, о чем свидетельствует перепись 1782 года. Основное их количество было сослано в Сибирь по указу от 1760 года с длинным названием «О приеме в Сибирь на поселение от помещиков…крестьян с зачетом их за рекруты и о платеже из казны за жен и детей…». Этот указ давал право помещикам вместо предоставления для армии рекрутов, ссылать крестьян на поселение в Сибирь, причем - здоровых мужчин, не старше 45 лет. Если ссыльный ехал с женой и детьми, то за тех и других помещику полагалась дополнительная выплата. Но детей барин был вправе разлучить с родителями и оставить их у себя. 

Конечно же, помещики не преминули воспользоваться этим указом, и в первую очередь стали отправляться наиболее строптивые и непокорные крестьяне… А после того, как стало понятно, что за требованием о здоровье и возрасте никто не следит, на поселение пошли и старики, и больные, и калеки… В Сибирь потянулись тысячи посельщиков… Первоначально планировалась отправка ссыльных в район Нерчинска, что расположен в 250 км восточнее Читы. Но в 1764 году в приемном пункте Звериноговской крепости их скопилось столько, что не хватило войск для их сопровождения! Кроме того, в самом Нерчинске не было достаточного количества продовольствия и средств для приема такого количества переселенцев. Поэтому Сенат разрешил губернатору Чичерину самостоятельно решить вопрос об их расселении. Так были заселены Частоозерная, Лебяжья волости. Вероятно, в это время было основано и соседнее Бердюжье. Но наибольший наплыв ссыльных случился в 1771 году, когда их прибыло около 6 000 человек, да еще 4000 ждали отправки из европейской части России… Можно предположить, что именно из этой партии и были первые жители Калмака. По крайней мере, в переписи 1782 года четко указано:

«Присланы на поселение отданные в зачет рекрут положенные в подушной оклад посельщики…», в том числе указаны: из Московской губернии - Зуев, Никита Петров, Чкалов, Малахов, Ковяткин, Мачульской, Легустин, Буравцов, Яков Сидоров, Чувашев, Бодров, Осип Терентьев; из Казанской губернии - Петр Сидоров, Бочкарев, Кутырев, Петр Иванов, Пищулин, Савелий Федоров, Дикарев, Прокопей Степанов, Стрельников, Немятов, Андрей Иванов, Хаустов, Синцов; из Смоленской губернии - Шевелев, Алексей Савельев, из Новогородской - Колосков, Кусовников, Широких, Аристов; из Воронежской - Чичикин, Карп Филипов, Хлабыстин, Яков Панкратов, Козмин, Варгольский; из Оренбургской - Писарев; из Нижнегородской - Петр Антонов, Космин, Сыровых, Ежов, Слепнев, Козма Иванов, Вандышев, Кощеев, Кувыкин, Спрыгин, Матвей Митрофанов, из Архангельской - Атаманов; из Белогородской - Кривогузов; из Тамбовской - Жариков; из Тобольской - Исаков, Масляков; …а также Кирило Филипов, проживавший ранее в «г. Питербурхе при доме помещика генерала Шкурина».

Кроме того, среди поселенцев был сосланный «за побег в Польшу» Иван Никифоров и «ссыльный за вину» Михоношин, «присланной хворой, на пропитание крестьянам кто пожелает взять в последнюю ревизию написан в Казанской губернии уезда Соликамского». Среди прочих, нашелся здесь и предок калмакских Притчиных - «государственный крестьянин по бывшему замешательству прислонный на поселение Яков Иванов Придча». Так, кстати, обозначали в то время сосланных за участие в Пугаческом восстании… 

Всего было водворено 94 мужчины. На момент переписи 1782 года в деревне, с учетом детей, уже проживало 167 мужчин и 175 женщин. 

Через два года - в 1774 - в метриках появляются записи о деревне Глубоковской со Снигиревым и Новоселовым, переехавшими, скорее всего, из Армизона. В 1777 году в ней появляются Сараев, а также Ваганов, происходящий из ямщиков Туринска. 

С 1775 года начинают встречаться записи о деревнях Сухой и Зубаревой. Как выяснилось, названия этим деревням дали одноименные острова или, точнее, - полуострова, на которых они были расположены. Обнаружено это было благодаря хорографической карте Ремезова, составленной в период 1696-1711 год. На ней изображено озеро Черное с множеством полуостровов, среди которых есть Зубарев и Сухой.

Что касается второго названия деревни Сухой – Комлево, то, как оказалось, связано оно с первыми жителями деревни. В переписи 1782 года по Кизакской волости в деревне Верхне-Манайской есть запись о том, что некие Василей Ударцев и Григорий Снигирев переселились в деревню Сухую. Тот же Василей Ударцев и отец Григория – Игнатей Снигирев - перечислены в уже упомянутом в предыдущей статье «Реестре крестьян Краснослободского дистрикта…», пожелавших переселиться. Из него становиться известно, что проживали они в Краснослободском дистрикте в деревне… Комлевой. То есть, получается, что это, второе, название деревни они просто «привезли с собой», что было очень распространено в те времена…

В начале 80-х годов 17-го столетия происходит небольшой бум образования новых деревень… Так, в 1780 году в метрических книгах появляется д. Опляцкая, с проживающими Третьяковыми, к которым спустя год добавился Зуев, а деревня стала называться Ивановой. В этом же году впервые встречается запись о деревне Няшиной, основанной, вероятно, крестьянами, переехавшими из деревни Пашковой Усламенской слободы. Сохранившаяся перепись 1782 года содержит записи о первых жителях Няшино и мест, откуда они прибыли: Скипины - из д. Пашковой Усламенской слободы; Мелкозеров - из д. Пашковой Усламенской слободы; Чебыкин - из д. Пашковой Усламенской слободы; Плюхин - из д. Пашковой Усламенской слободы; Неверов - из д. Боровянка Усламенской слободы; Самойлов - из Тобольской губернии, Кулисжинского станца д. Власковой; Беззубов - из Новгородской губернии, г. Ржева провинции Тверской д. Орловой. 

Всего в ней было13 дворов, в которых проживало 26 мужчин и 37 женщин.

Название же деревне дало одноименное озеро Няшино, которое изображено на уже упомянутой хорографической карте Ремезова.

В 1781 году появились деревня Песьянная (она же – Снигирева), где упоминаются Плоских, Шабалин и Сараев; д. Плоская - с Денисовым, Серебрянниковым и Зарубиными. Обнаружены и первые записи о деревне Шабалинской, названой так по фамилии первых жителей - Шабалиных (в переписи 1782 г. - Шабаловы). Что интересно - несколько жителей Шабалиной вдруг разом решили поменять свои фамилии. В то время это не было редкостью, но чтобы столько сразу… Например, прописано: Спирин - он же Русаков, Сидоров - он же Трусов, Верещагин - он же Шапов, Плоский - он же Игалунин, Шабалов - он же Вдовый, Шабалов - он же Андриевский… А позже вдруг те же Плоский - Игалунин и Шабалов -Андриевский «передумали», и в 1795 году опять переписались на старую фамилию. Брат же Спирина - Русакова решил назваться Спиридоновым… Кроме указанных в Переписи, также показаны Немковы, Захаровы и Шулеповы… Всего было 19 дворов, в которых проживали 51 мужчина и 40 женщин

В том же 1781 году в метриках упоминается д. Крашенева (она же – Плохова, видимо - от названия рядом расположенного озера). В переписи 1782 года показано 4 двора, в которых проживали Филевы, Мельниковы, Горбуновы и Ковалевы. 

В книге «Ведомость 1781 года о составе приходов Тобольской епархии» есть информация о количестве двором в некоторых деревнях: Вьялково (в книге - Ялково) - 16 дворов; Армизонская – 24 двора; Глубоковская – 19 дворов; Зубарево – 7 дворов; Сухая – 6 дворов; Песьяная (она же – Снигирева, а в книге - Пежьяная) – 5 дворов; Плоское (в книге - Плескова) – 8 дворов; Калматска – 62 двора.

В 1782 году проходит административная реформа, в результате которой появляется Армизонская волость. В нее вошли почти все нынешние деревни, кроме Шабалиной, Калмака, Забошной, Няшиной, которые относились к Бердюжской волости, и Крашеневой, входящей в состав Усть-Ламенской волости. 

В том же 1782 году в метриках появляются записи о д. Орловой, где жили Сараевы, Попковы, Верещагин, Жданов, и д. Каянацкой - с Сироткиным, Ошмаровым и Бабушкиным. А в 1783 году - о д. Козловской (она же – Прохорова). Но поскольку в переписи 1795 года Прохорова не числится «новозаведенной», то можно сделать вывод, что основана она была все-таки не позже 1782 года. Одними из первых ее жителей были Белозеровы. И наконец, в метрических книгах за 1784 год появляется информация о д. Забошной и проживающем в ней крестьянине Горбунове. 

После этого почти на десятилетие наступает затишье в течение, которого больше не образуется новых поселений. Все же перечисленные показаны на карте Ишимского уезда от 1784 года.

Любопытно, что многие из деревень, в том числе и сам Армизон, имели «двойников», обозначенных на карте буквой «м» или «ма». Возможно, под этим подразумевалось название малое: малое Снигирева, малое Глубокое, малая Зубарева. 

К сожалению, на основании метрических записей невозможно точно установить, когда была образована деревня. Ведь чтобы она «обозначила себя», там должен был кто-нибудь родиться, жениться или умереть… А вполне возможно, что ни одного из этих событий могло не произойти на протяжении достаточно длительного времени, особенно в небольших деревнях.

(Продолжение следует…)

Автор: Алексей ЯКОВЛЕВ