Однажды ученица спросила у своего педагога: «Неужели Вам не надоело столько лет повторять на уроках одно и то же?» Учителю стало грустно и обидно. «Не бывает у меня двух одинаковых занятий. Пока они разные, я остаюсь учителем», – так ответил педагог девочке.
Этот учитель – Елена Анатольевна Дубынина. Она преподаёт историю и обществознание в Новоселезнёвской средней общеобразовательной школе. С этого учебного года Елена Анатольевна работает заместителем директора по учебной работе. Должность для неё, конечно, новая. Но многое из того, что должен делать школьный завуч, Е.А. Дубынина уже умеет. К примеру, она долгое время была диспетчером по расписанию предметов.
– С цифрами я дружу, поэтому составить расписание для меня не составляет труда, – говорит Елена Анатольевна.
Но это лишь малая толика того, что должен уметь делать заместитель директора по учебной работе. Это правая рука директора, помощник во всём, организатор, опытный методист в первую очередь для молодых и начинающих сотрудников. Но, несмотря на то, что эта очень ответственная должность требует много времени и сил, Елена Анатольевна была и остаётся учителем.
В течение долгого времени она преподавала историю. Это один из самых интересных гуманитарных устных предметов в школе. Учитель обязан увлечь детей, чтобы изученный на уроке материал «лёг», что называется, в голову каждого ребёнка.
Нагрузка у Е.А. Дубыниной всегда была большой – более 30 часов в неделю. Это значит, что каждый рабочий день учителя заполнен до отказа: проведение уроков, подготовка к ним, проверка тетрадей, ораганизация мероприятий, участие в них класса, в котором педагог является классным руководителем. Учитель возвращается домой только вечером. Сейчас у Елены Анатольевны осталось мало часов – всего 14. И это, как говорит сама учительница, для души.
А начиналось всё с института. Е.А.Дубынина окончила филологический факультет (специальность – учитель русского языка и литературы) Ишимского государственного педагогического института. Из двадцатилетнего педагогического стажа 12 лет отдано Новоселезнёвской средней общеобразовательной школе. Год за годом приходил опыт. Елена Анатольевна всегда искала и находила новые приёмы, методы обучения истории, но не забывала и о традиционных.
Применение разнообразных форм ведения урока помогло ей повысить интерес учащихся к историческому наследию, к прошлому. Она старается научить каждого ребёнка работать с книгой, справочным материалом, добивается того, чтобы ученик умел самостоятельно приобретать знания. Елена Анатольевна тщательно подбирает задания, которые формируют у ребят умения анализировать, сравнивать, обобщать материал, выделяя из него главное.
– Взаимоотношения с учащимися я строю на основе демократии, – говорит Елена Анатольевна.
Она уважает личность ребёнка, а отношения с детьми считает партнёрскими. Оптимистка по натуре, Елена Анатольевна учит детей добру и взаимопониманию.
– Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать здоровую обстановку в классе – обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле, – в этом заключается твёрдая позиция Елены Анатольевны.
Каждого ученика Е.А. Дубынина подключает к разного рода деятельности – учебной, познавательной, проектной, исследовательской. А потом систематически анализирует свою работу: что получается, что нет и почему. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога заключается не только в том, чтобы дать максимальное количество знаний, но и научить ребёнка ориентироваться в реалиях информационного пространства. Современный урок должен соответствовать запросам общества. К этому Елена Анатольевна и стремится. За годы работы в школе Е.А.Дубынина накопила большой опыт по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. Она прекрасно знает свой предмет, её уроки соедержательны, всегда проходят на высоком научно-методическом уровне.
Каждый учитель работает над какой-то выбранной им самим проблемой. У Елены Анатольвены эта проблема обозначена так: «Эстетическое воспитание учащихся через приобщение к культуре народов мира». Для проведения уроков, мастер-классов для коллег используется большой иллюстративный материал.
В настоящее время в школах педагоги давно не работают только с картами, вывешенными на обычных досках. В процессе обучения детей применяются мультимедийные технологии, электронные учебники. По мнению Елены Анатольевны, все это оборудование, умело использованное на уроке, сильно воздействует на память и воображение ребёнка, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Ученик, глядя, к примеру, на интерактивную доску, погружается в обстановку какой-либо исторической эпохи, он словно незримо присутствует там и начинает сопереживать героям прошлых эпох.
Творчество – одна из тех задач, которые решает учитель на уроке. Ученики делают проекты, исследовательские работы, затем защищают их. При этом они работают с критической литературой, которая позволяет им научиться анализировать и находить верные решения. И уж, конечно, дети умеют и любят работать с Интернет-ресурсами, электронными учебниками. Все эти инновационные педагогические технологии позволяют школьникам выходить за рамки школьной программы. На каждом уроке Елена Анатольевна уделяет большое внимание формированию нравственного здоровья учащихся, воспитывает у них чувство красоты, добра, взаимопонимания, уважения к истории нашего села, района, страны.
В итоге учащиеся Новоселезнёвской школы занимают призовые места в различных конкурсах, олимпиадах. Елена Анатольевна много лет возглавляет школьный краеведческий кружок «Истоки». Ребята, посещающие его, активно занимаются научно-исследовательской работой. Вот некоторые победы ребят во главе с их учителем: 1-е место в областной краеведческой конференции «Жизнь замечательных земляков»; 3-е место в областной научно-исследовательской конференции «Шаг в будущее–2009». В 2010 году ученики Е.А. Дубыниной заняли призовые места на конфренции «На пути к открытиям», проведённой в городе Ишиме. В районных конференциях по краеведению ребята из Новоселезнёвской школы в последние годы становились победителями.
По инициативе Елены Анатольевны в школе восстановлен краеведческий музей. На муниципальном уровне областного конкурса «История школы: события, люди» в 2010 году музей занял 1-е место и вошёл в тридцать лучших школьных музеев Тюменской области. В восстановлении музея приняли участие педагоги школы, ветераны педагогического труда, учащиеся и родители. Было собрано немало экспонатов по истории школы. Много сведений собрали активисты музея об участниках Великой Отечественной войны. Экспонаты уже не умещаются в одной комнате.
И самое главное – это результаты учёбы. Качественная успеваемость, как говорят педагоги. Она у Елены Анатольевны Дубыниной высока, а по результатам единого государственного экзамена по истории средний балл у её учащихся равен 74. Он выше и районного балла, и областного. Ученики этого педагога ежегодно занимают призовые места на районных предметных олимпиадах по истории и обществознанию.
Елена Анатольевна Дубынина, обучая других, учится сама, участвует в различных конкурсах профессионального мастерства. Самая главная победа для неё – во вероссийском конкурсе «Лучшие учителя Российской Федерации», где Елена Анатольевна получила президенский грант.
– Мне нравится быть учителем. Школа – моя стихия. В ней я чувствую себя как рыба в воде – легко, свободно. И весело! Скажешь что-нибудь ребёнку – и сразу же видишь живую непосредственную реакцию. Я радуюсь чужой радости, чужому успеху, радуюсь общению с детьми, каждой встрече со своими выпускниками, – говорит учитель.
В заключение нашей беседы Елена Анатольевна вспомнила народную мудрость: «Если твои дела рассчитаны на годы – сей рожь, если на десятилетия – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей». Именно поэтому она выбрала для себя профессию учителя.
Тамара НОСКОВА
Фото автора