Медиакарта
20:07 | 28 марта 2025
Портал СМИ Тюменской области
On-Line

00:00 / 00:00
Error loading: "https://live.rzs.ru/ka.96.mp3"

Большая семья Беккель

Статный, в отглаженной рубашке и с широкой улыбкой на лице встречал журналистов Александр Генрихович Беккель в канун своего восьмидесятилетия. С ходу объявил нам, что прожил нелёгкую, но интересную жизнь.

Александр Беккель родился в немецкой семье в Поволжье. В начале войны с фашистской Германией всех российских немцев выслали в отдалённые районы Казахстана и Сибири. Он был тогда шестилетним мальчонкой. В его памяти навсегда остались печальные события тех дней.

– В потёмках подъехала машина, зашли солдаты и сказали, что нас куда-то отправят, – вспоминает Александр Генрихович. – На сборы дали мало времени, только успели вещи сбросать в маленький ящик. На подводах подвезли нас к железной дороге. Там погрузили в товарный поезд. Он подолгу стоял на однопутке, дожидаясь встречного состава. Люди выходили и жгли у вагонов костры, грелись и варили пищу. В дороге я заболел скарлатиной, и меня оставили на лечение в Перми. Я уже выздоровел, а родители не приезжали, и меня перевели в детский дом. Спустя полгода отец отыскал меня.

Сначала семью Беккель разместили в Святославке. Переселенцы находились под строгим контролем. В пропуске ставили отметку при выезде в любой населённый пункт. Сложно было получить разрешение на поиски сына, оставленного в Перми. В Святославке супруги Беккель в складчину со своими знакомыми купили дом за два пальто.

– В то время люди часто ходили из деревни в деревню и просили милостыню, они всегда останавливались на постой в нашем доме, – говорит А.Г. Беккель. – Все вповалку спали на полу, ступить было негде, но родители никого не гнали и помогали, чем могли.

Маленький Саша быстро подружился с соседскими мальчишками, вместе ходили в школу. Иногда, бывало, обзывали фрицем. Было обидно. Весной 1942-го отца забрали в трудармию, работал в шахтах Кемеровской области. Трудармейцев содержали, как заключённых. От непосильной работы и голода люди умирали каждый день. От Генриха Беккеля пришло всего одно письмо, он не выжил.

В Святославке Саша окончил два класса, потом местные власти переселили семью в посёлок Комсомольский. Поучился мальчишка ещё два года, а в Малышенскую школу мать не пустила. Она боялась оставаться одна, перенесла много горя. Из девятерых рождённых детей выжили только два сына. Саша вместе с мамой сторожил телят на ферме. С четырнадцати лет Александр Беккель начал работать в совхозе. Возил на бычках сено, пас скот. Работящего юношу направили на курсы трактористов. Больше двадцати лет Александр Беккель работал комбайнером. О передовике производства писали в районке. Он давал мастер-классы коллегам из соседних деревень по усовершенствованию техники для уборки зернобобовых культур. Часто выдвигал рационализаторские предложения, за которые неоднократно поощрялся премиями. Девять лет трудился на совхозной пасеке. На заслуженном отдыхе продолжил заниматься пчеловодством. До сих пор содержит на своём подворье тридцать пчелосемей.

Ещё одна его страсть – охота. В 1970 году Александра Беккеля как лучшего охотника района награждали поездкой на выставку достижений народного хозяйства в Москву. Но сейчас, говорит, стал сентиментальным, жалко животных. У него сохранилось много фотоснимков, где запечатлены яркие моменты охоты. Любил фотографировать не только природу, но и ставший родным посёлок Комсомольский и его жителей. С 1957 года ведёт летопись своей жизни.

– Школьная учительница в моей характеристике написала: «Мальчик любит письмо и чтение», будто в воду глядела, – смеясь, говорит Александр Генрихович. – Обязательно по вечерам записываю, что со мной произошло за день. Я завёл уже шестнадцатую тетрадь на 96 страниц под свои житейские записки. Постоянно читаю специальную литературу, из которой можно взять что-то полезное для жизни.

Александр Беккель с супругой Бертой прожили в ладу 46 лет. Родили пятерых детей, воспитали только добрым словом. Дочь Марусеньку после тяжёлой болезни похоронили, вскоре не стало и жены. До сих пор сердце ноет от боли, близкие помогли выдержать удары судьбы. Спустя время он вновь женился, но года два назад вторая супруга Валентина ушла из жизни. Одиночество страшило Александра Генриховича, затосковал совсем.

– Не могу жить один, скучно мне, несколько месяцев назад познакомился с Галиной Игнатьевной, – рассказывает он. – Я так рад, что рядом есть живая душа. На месте не сидим, трудимся в огороде и на пасеке. Сделали ремонт в доме, провели водяное отопление, теперь дров меньше требуется. Помогали сыновья Александр и Владимир, дочери – Лидия и Нина. У меня хорошие дети выросли, девятого декабря все родные съедутся ко мне на юбилей. За восемьдесят лет жизни понял, что нельзя к ней терять интерес в любом возрасте.

Александр Беккель возглавляет большую дружную семью, в которой больше тридцати родственников: дети, внуки, правнуки, племянники. Они часто навещают его, гордятся крепкими семейными корнями.

Фото из семейного архива

Автор: Ксения ЗОЛОТАРЁВА