Закон «О такси» вступил в силу в 2011 году и должен был отрегулировать систему пассажирских перевозок, но, как показала практика, не всё так просто. В России всегда найдутся люди, которые отыщут лазейки, чтобы склонить ситуацию в свою пользу.
На смену крупным фирмам пришли организации, которые громко называют себя службой такси. На деле же это обычные диспетчерские, которые просто предоставляют информацию о клиентах водителям и наоборот. У этих организаций нет автомобильного парка, а большая часть «извозчиков» - нелегалы, которые подрабатывают в свободное время. Но все эти «инновации» таксистам, у которых есть лицензия на пассажирские перевозки, выходят боком.
Недавний прецедент снова заставил заговорить об отношениях ялуторовских водителей и диспетчеров, поэтому для решения ситуации по инициативе глав города и района была организована встреча с представителями сферы перевозок.
Таксисты, пришедшие «на разбор полётов», объяснили, что финансовые вложения после вступления закона в силу были очень большими. Для бизнеса понадобились новые автомобили, лицензии, таксометры, смартфоны для установки диспетчерских программ, но на сегодняшний день им очень трудно заплатить даже налоги, так как службам такси выгоднее работать с нелегалами.
Стоя на парковках, водители не раз были свидетелями, как неспециализированные авто увозят пассажиров, сделавших заказ в той же службе. Они обратились с жалобой на оператора в прокуратуру, на что диспетчерская нашла моментальное решение проблемы – расторгла с ними гражданско-правовые договоры.
Позиция службы заказа такси проста: со слов представителя, их организация не таксомоторный парк, она не имеет собственных машин и водителей, а лишь оказывает услуги по предоставлению заявок. Следить за тем, является автовладелец предпринимателем или нет - якобы не в их компетенции.
По словам заместителя главы города Сергея Стрельникова, сегодняшняя ситуация с пассажирскими перевозками в стране не на стороне предпринимателей, но здесь вопрос в другом. Оператор не хочет прилагать никаких усилий по контролю за своими партнёрами.
На сегодня в Ялуторовске выдано 171 разрешение на осуществление перевозок, но 40 предпринимателей уже прекратили деятельность. Понятно, что некоторые продолжают незаконно заниматься извозом, так как документы остались на руках. Есть, конечно, и настоящие нелегалы, которые никогда и не задумывались о регистрации. И это выгодно диспетчерским службам, которые, не скрывая, оставляют «бомбилам» 80% от суммы заказа, тогда как официальный таксист получает 86%, но при этом на их «плечах» лежат налоги, сборы и пошлины.
Посредники заявляют прямо: «Не нравится с нами работать - ищите заказы сами». Остаётся лишь стоя апплодировать клиентоориентированному подходу организации.
Глава города Вячеслав Смелик призвал компанию пойти навстречу предпринимателям, разобраться с возникшими вопросами. Ведь, по сути, получается, что она борется с легальным бизнесом.
По мнению заместителя начальника МО МВД «Ялуторовский» Владислава Фёдорова, здесь не стоит забывать о законности. Если выявляется таксист-нелегал, то ответственность должна нести и диспетчерская, поставляющая ему заказы, ведь она в полной мере участвует в организации преступной деятельности. А пока оператор единственной целью своей работы будет видеть большую выгоду, эффекта от ловли «бомбил» не будет.
Самый простой способ контроля за нелегалами - это использование сверок ФНС по зарегистрированным и аннулированным перевозчикам, но, видимо, у служб нет желания отягощать себя дополнительными заботами.
Службы информирования «открещиваются» от любой ответственности за автомобили, здоровье и жизнь водителей и пассажиров. Если происходит ДТП (пусть и не по вине таксиста), диспетчерская не будет платить компенсацию ни водителю за помятый автомобиль, ни пассажиру, если тот пострадал. Крайними оказываются сами таксисты, на которых «сваливают» всю ответственность. Вот только свои «30 серебренников» с заказа операторская служба взять не забудет, такая уж у неё гражданско-правовая форма взаимоотношений.