Медиакарта
14:53 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Обыкновенное чудо

Обыкновенное чудо
15:55 | 11 октября 2010

– Читаю… вот, – почти обречённо прошептал шестилетний Максим, подпирая ладошками надутые щёчки. – Ус-тал утю-жить утю-жок, уже упа-рил-ся дру-жок, – растягивая слоги, продолжает малыш освоение первых шагов по дороге знаний. Прочитанное неплохо сочетается с его пасмурным настрое-нием, и неподдельная усталость ложится на хрупкие плечи. Он, искоса поглядев на маму, тяжело вздыхает в надежде, что она сжалится и отпустит играть…

В тот день мама действительно отпустила Максима, только жалко очень стало мальчишку. Даже на меня эти уроки чтения навели полную тоску. Почему-то вспомнилось своё беззаботное детство 80-ых годов, где до самой школы мы, совершенно не подозревая о существовании тридцати трёх причудливых букв русского алфавита, весело покоряли местные «высоты», обследовали «глубины» дворовых луж, строили незамысловатые замки из песка, набивали шишки во время езды на «великах», резвились с мячами, ракетками или просто так. У нас во дворе больше ценилось детальное знание «казаков-разбойников», «пионербола» и других игр, чем знание букв.

Конечно, вы правы, ничего хорошего в этом нет. Улица, вообще, ничему хорошему не научит. Но… я с радостью вспоминаю своё детство. Согласитесь, это уже не мало. А вот наши дети могут ли похвастаться своим счастливым детством? Чем они точно могут – это способностью управлять любой домашней техникой. Хороший аргумент, не так ли?! И компьютер становится для них тем чудом, перед которым книга чаще проигрывает. И не случается самого главного – долгожданного открытия Книги. Здесь всё понятно.

Но в случае с Максимом обвинять технический прогресс не стоит, родители умело оберегали ребёнка от компьютера. Тогда, может быть, его нелюбовь к книге кроется в раннем обучении чтению? Если у него ещё не сформировалась внутренняя потребность, нужно ли его учить читать? – задаюсь я вопросами.

– Любой ребёнок к шести с половиной лет сам проявляет желание и потребность в чтении, – говорит учитель младших классов и завуч прогимназии Любовь Полищук. – Современные родители с четырех лет начинают учить его буквам. Но три года заниматься этим не всегда бывает интересно. Вот и происходит то, что происходит. А внутренняя потребность приходит в раннем детстве, когда родители рассказывают детям сказки на ночь. И поддерживается она часами семейного чтения, где все члены семьи читают произведение. Обычно это детская литература, тогда дети чувствуют свою особую роль. А если взрослые говорят, что у них нет времени для совместного чтения, отбивается охота у ребенка. И говорить о внутренней потребности бесполезно. И поторопить её можно только личным примером и участием ребенка в этом важном процессе.

– Раннее чтение – это и раннее развитие, – продолжает Любовь Кузьминична. – Читающий ребёнок более успешный в учёбе в целом, ему легче общаться со сверстниками. Он интереснее в общении, более ориентирован в социуме. Быстрее находит ответы на вопросы и владеет большей информацией. Уметь читать – не обязательное условие при поступлении в школу. Современные программы и учебно-методические комплекты рассчитаны как на читающих, так и на не читающих детей. И даже если дошколята уже многое знают, в школе им не будет скучно. Конечно, многое зависит от мастерства учителя и от того, с каким желанием идёт ребёнок в школу.

Максимке повезло, теперь его уроки стали более занимательными, ведь вместе с ним читают мама и папа (!). И с чтением у него связаны самые лучшие моменты жизни – общение с родителями.

Наталья Чередник