17 декабря в районном краеведческом музее «Легенды седого Иртыша» прошла V районная историко-краеведческая конференция «Мы живём на земле Уватской».
В юбилейной конференции приняли участие старожилы села Уват, участники предыдущих конференций, учителя истории, активисты ветеранского движения района и те, кто искренне любит свою малою родину.
На этот раз историко-краеведческая конференция расширила направления исследования и помимо традиционных тем об истории населенных пунктов и предприятий Уватского района была включена тема о народах, проживающих в нем.
Второй год подряд с докладом выступила библиотекарь из села Горнослинкино Ольга Юрьевна Токарева. Ей удалось собрать уникальный материал об исчезнувших деревнях бывшего Горнослинкинского сельского совета.
В прошлом году Ольга Юрьевна рассказала о деревне Беляйке, а в этом году ее исследование посвящено пока действующей, но находящейся на грани исчезновения деревне Луговослинкино.
«В архиве есть сведения, что Горнослинкино называлось Нагорнослинкино, а Луговослинкино - Подгорнослинкино. По одной версии, деревни основали два брата Слинкины. Другая версия рассказывает о том, что в отряде Ермака было много Слинкиных. Проходя по этим местам, часть Слинкиных здесь осталась, и таким образом основывались деревни.
Жители Нагорнослинкино и Подгорнослинкино занимались в основном рыболовством и охотой.
В 1887 году артель Подгорнослинкино выловила 200 пудов нельмы, а в 1887 году - 260 пудов. И это не считая осетров, стерляди и другой рыбы. Улов, летом на баржах, а зимой на возах, отправляли в Тобольск и Тюмень.
В 30-е годы XX века в Лугово- слинкино образовалась артель им. Ворошилова, где работали три бригады: полеводческая, животноводческая и рыболовная. В селе проживали 159 человек, из них трудоспособных - 116 человек. За год в колхоз вступили 10 семей. Первым председателем колхоза был Преснецов.
В 1932 году открылась начальная школа.
Годы репрессии не обошли стороной Луговослинкино. В 1933 году кулаками были признаны три члена коммуны: Андрей Яковлевич Слинкин, Яков Андреевич Слинкин и Фёдор Андреевич Слинкин. Они были исключены из коммуны и арестованы, а имущество - конфисковано. В архиве сохранились их анкеты, из которых следует, что Слинкины владели шерстобиткой, имели небольшую торговую лавку, держали много разного скота. Удалось также выяснить, что были расстреляны и умерли в Тобольской тюрьме 50 жителей деревни.
В 40-е годы Луговослинкино страдало от больших наводнений. Дома стояли в воде по самые крыши. Колхозный скот вывозили даже в Вагайский район.
Во время войны на фронт были призваны 40 мужчин, а вернулись - 7. В 1941 году председателем колхоза был Михаил Иосифович Слинкин, на посту его сменил Николай Егорович Слинкин. Трудодень в лихие годы стоил 20 копеек.
В 50-е годы колхоз им. Ворошилова вошел в состав колхоза в Горнослинкино. Укрупненное хозяйство было переименовано в колхоз им. Свердлова. Возглавил его Николай Спиридонович Сафонов. В 1961 году в Луговослинкино появился медпункт. В 1970 году был построен сельский клуб.
Сегодня в Луговослинкино прописаны 40 человек. Фактически же живут несколько пенсионеров. Инфраструктура полностью отсутствует. Уже несколько лет не работает паром через Иртыш. Летом жители деревни вынуждены переправляться на личных плавсредствах, а зимой - на вездеходах «Буран». Почти непроезжей стала дорога и на Красный Яр. Хочется верить, что Луговослинкино не войдет в число исчезнувших деревень. Ведь должны же быть энтузиасты, которые возьмутся за восстановление своей малой родины. Меня часто спрашивают, зачем я, некоренная жительница Уватского района, занимаюсь историей деревень бывшего Горнослинкинского сельского совета?
В октябре нынешнего года в администрацию Горнослинкинского сельского поселения пришло письмо, в котором говорилось о том, что когда-то в Горнослинкинский сельский совет входил поселок Ербаш. Поселок был создан еще в годы столыпинской реформы для вольного поселения. А в 30-е годы прошлого столетия поселок стал местом ссылки репрессированных. Действительно, мне удалось найти списки репрессированных, проживавших в Ербаше. Оказалось, что среди них много казаков: атаманов, есаулов.
Мужчина, написавший письмо, также рассказывает, что в Ербаш был сослан его прадед. И сейчас его потомкам очень хотелось бы побывать на месте, где жили их предки. Конечно, мы откликнулись на это письмо. Они приехали. Горнослинкинцы показали место бывшего поселка. По чертежам, сделанным их прадедом, удалось найти домовину, которая прекрасно сохранилась. Рассказали они и историю своей семьи. Оказалось, что они казаки из Уйского района Челябинской области. Им удалось выяснить, что во время похода Ермака именно в Уйском районе были построены ограждения, которые охранялись казаками. Рядом они строили небольшие поселения. Образовалась своеобразная граница, которая препятствовала набегам кочевников на Сибирь. Во время гражданской войны казацкие станицы стали расселять, а казаков ссылать, в том числе и в наши края, чтобы они не оказали помощь белогвардейским войскам.
Сейчас мы состоим с этой семьей в тесной переписке. Надеюсь, что удастся найти еще жителей Ербаша и других несуществующих сёл».
Учитель истории Алымской школы Надежда Александровна Толкачёва подготовила интересный материал об истории рыболовного промысла в Уватском районе, а в большей степени о Максимовском песке.
Об истории поселка Муген рассказала Людмила Петровна Богачёва. Хотя поселок еще совсем молодой, но уже может гордиться своими традициями и рабочими династиями. А Людмила Петровна - это неугомонный, душой болеющий за свой поселок председатель совета ветеранов.
Национальный состав населения Уватского района очень разнообразен. Во время переписи населения в 2010 году русскими себя назвали почти 17 000 человек, татарами - 964 человека, украинцами - 373, чувашами - 136 человек.
Историей чувашей в Уватском районе занимается Зоя Васильевна Новикова. Ей удалось собрать интересный материал о семьях, народных промыслах, костюмах и быте.
«По национальности я чувашка, но родилась в Уватском районе в деревне Уватские Юрты. Мне всегда было интересно узнать, когда появились Уватские Юрты, кто здесь жил и с какого времени появились в Уватском районе чуваши. До 1865 года на территории края в рамках границ Уватского района, наряду с русскими волостями, существовало три остятские волости: Верхнедемьянская, Туртасская и Назымская. В состав Туртасской волости входили юрты Уватские, Алымские и Туртасские. По данным четвертой ревизии 1781 года, в Уватских Юртах проживали 62 человека. В 1816 году, по данным седьмой ревизии, здесь проживали 47 человек, а в 1857 году - 33 жителя.
В Уватских Юртах чаще всего встречались фамилии: Бехметовы, Крышовы, Кильчины, Шарымовы. Жители деревни занимались рыбной ловлей. Им принадлежала старица, которую они неводили зимой и летом. Немаловажное значение имела охота.
После установления советской власти Уватские Юрты вошли в состав Уватского сельского совета. В 1926 году в восьми дворах насчитывается 8 остяков и 32 русских.
В 1929 году в районе был принят план коллективизации, в котором каждому сельскому совету была поставлена задача об организации колхоза. Так, в 1930 году в Уватских Юртах образовался колхоз им. Чапаева. Колхоз специализировался на разведении лис. За чернобурыми лисицами ухаживала семья Разбойниковых - Пётр Сергеевич и его жена Александра. По рассказам сторожил села, несколько раз Александра ездила со своими питомцами в Москву на ВДНХ.
Великая Отечественная война не обошла стороной и Уватские Юрты. Ушли на фронт три брата Крышовых. Двое братьев погибли в 1942 году. Пришла похоронка и на третьего брата. Но он вернулся домой живой и здоровый. Долгие годы в селе о нем говорили, что он обладает даром целительства.
После войны началась новая страница в жизни села и связана она в первую очередь с приездом в Уватские Юрты чувашей. Так кто же такие чуваши?
Это народ Российской Федерации. По данным переписи 2010 года, в России проживают более полутора миллионов чувашей, из них 25 тысяч в Тюменской области.
В 1957 году в Уватские Юрты приехали первые четыре семьи чувашей: Яблоковы, Шабуковы, Блиновы, Шабуковы. В 1958 году приехали Кондукторовы, Портновы, Яковлевы.
Из воспоминаний Н.В. Портнова: «14 августа 1958 года мы выехали в товарном вагоне от станции Канаш до Тюмени, а дальше на машинах. 20 августа добрались до Уватских Юрт. Семьи у всех были большие. Только в нашей семье было 6 человек. С собой привезли небольшую домашнюю утварь, маслобойку, ткацкий станок, соху, сундук. Остановились у Яблоковых. Мне по возрасту надо было идти в третий класс. Но так как я не знал по-русски ни слова, меня посадили во второй».
Приехавшим чувашам выделили деляны для заготовки строевого леса. Умельцами были чуваши. Сами, вручную, распиливали лес на доски, сделали окна, двери, сложили печи. И уже через год все приехавшие заселились в собственные дома. Жили чуваши дружно. Вместе садили картошку, так же дружно ее копали. Одной большой семьей отмечали православные праздники. Особо почитаемой была Пасха.
В 1961 году в Уватские Юрты приехали Фомины, Тимирязевы, Грачевы, Сапожниковы.
Старейшая жительница села Ефрасинья Михайловна Тимирязева вспоминает: «27 февраля мы двинулись в путь из деревни Большая Таяба в Уватский район. Везли прядильный станок, швейную машинку «Зингер», кочергу, ухват, кадку для замеса теста. Кстати сказать, швейная машинка до сих пор прекрасно шьет. 4 марта прибыли на место. А уже 5 марта я вышла на работу в колхоз «Мир». Была у нас такая поговорка «Колхоз - Мир, бригадир - Ремир, управляющий - Слава, бухгалтер - Клава».
В личном архиве Ефрасиньи Михайловны сохранился переселенческий билет, в котором говорится о том, что ей выдано единовременное пособие в размере 70 рублей 75 копеек и справка, освобождающая их семью от сельхозналога. К тому же всем переселенцам выдали ссуду - 1000 рублей. Это дало возможность обзавестись личным подсобным хозяйством.
Моя сестра Вера рассказывала, что в Чувашии они, имея корову, почти не пили молоко, так как сельхозналог был просто неподъемным.
Были в Уватских Юртах и чуваши, приехавшие по приглашению родственников. На них уже льготы не распространялись.
1 декабря 1970 года на базе колхоза «Мир» был организован колхоз «Уватский». В 1971 году построили новый коровник, а процесс доения стал механизированным. На одном из колхозных собраний переселенцы внесли предложение, чтобы место, где они обосновались,переименовать в деревню Родина. Так, на карте в 1964 году появилась деревня с поэтическим и патриотическим названием вместо прежних Уватских Юрт».
Два часа конференции пролетели как один миг. Настоящими овациями зрители отблагодарили выступающих. А в завершение встречи все высказали пожелание о том, что хорошо бы издать книгу, в которую вошли все доклады, прозвучавшие на конференциях.
К другим новостям "Уватских известий"