14 января 2016 года в отделении с. Абатское ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» состоялся круглый стол на тему «Внедрение и реализация дуальной системы обучения на предприятиях АПК Абатского муниципального района». Участие в работе круглого стола приняли С. Конев, директор ГАПОУ Тюменской области «Ишимский многопрофильный техникум», его заместители В. Дергач и Н. Осипенко, заведующие отделениями Н. Федосеев - в Абатском районе и Т. Конопацкая - в Викуловском. Они ознакомили работодателей Абатского района с дуальным обучением, как инновационным типом организации профессиональной подготовки кадров СПО.
Сергей Геннадьевич предоставил вниманию всех присутствующих хороший информационных блог в формате видеофильма. В нём показано, что на сегодняшний день представляет ГАПОУ «Ишимский многопрофильный техникум» со всеми своими отделениями, с теми направлениями подготовки, которые они осуществляют.
Особый акцент С. Конев сделал на обеспечение перспективных и текущих потребностей в кадрах действующих производств в Абатском районе.
На протяжении всего текста встречается модное, новое, заграничное выражение «дуальное обучение». Что же оно означает? Об этом и многом другом подробно в своём выступлении рассказал В. Дергач.
Преподавание по системе дуального образования ориентировано на практику, что помогает молодым людям по окончании учебного заведения быстрее и легче адаптироваться на производстве. Дуальная система способна объединить образовательный процесс, производство и ввести совместную ответственность за подготовку кадров. Дуальное обучение - это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Таким образом, участниками дуального обучения являются работодатель, студент и профессионально - образовательная организация. Каждая структура тесно взаимодействует с другой и должна иметь обратную связь.
Также В. Дергач рассказал о целях дуального образования, этапах его реализации, об основных направлениях взаимодействия партнёров в области профессионального образования.
Преимущества дуальной системы образования для студента: приобретение профессиональных компетенций на ранних стадиях обучения; формирование личностных качеств; умение работать в команде; ответственность за принятое решение. По окончании обучения выпускники сразу же могут быть задействованы в производстве. Немаловажным плюсом для студента является и то, что он постепенно, плавно втягивается в рабочий процесс, одновременно получая теоретические и практические знания.
Для работодателя преимуществом является то, что есть возможность подготовки специалистов под конкретные задачи в соответствии со своими требованиями; возможность на ранних стадиях оценить потенциальные кадровые ресурсы и получение готового специалиста, досконально знающего, знакомого с особенностями работы именно своего предприятия.
Результаты дуального обучения:
- повышение качества подготовки молодых специалистов, способных эффективно работать в современных рыночных условиях;
- обеспечение перспективных и текущих потребностей в кадрах действующих производств.
В завершении своего доклада Владимир Николаевич процитировал директора Департамента образования и науки Тюменской области А. Райдера: «Дуальная система по своей сути похожа на советскую профессиональную школу, но во время перестройки о ней забыли. В техникумах и ПТУ преподавали специалисты практики, такая форма обучения была примером для других государств».
Т. Конопацкая рассказала о том, что в Тюменской области создан Центр непрерывного аграрного образования в Ялуторовске. Уникальный для нашей страны Центр официально был открыт 2 сентября 2015 года. В методике обучения будет применяться в том числе и немецкий опыт. Помощь при создании центра оказала нижнесаксонская академия DEULA-Nienburg.
Обучать в Центре будут по всем направлениям сельского хозяйства, включая биохимию, в связи с открытием в Ишиме завода по глубокой переработке пшеницы. В образовательный комплекс проекта вошли семь учебных организаций, а также более 25 ведущих агропредприятий региона и три технологических центра, которые обеспечивают практическую подготовку специалистов отрасли.
Также Татьяна Ивановна рассказала о поездке делегации Центра непрерывного аграрного образования Тюменской области, в состав которой входили представители ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум». В рамках поездки они приняли участие в международном семинаре по обмену опытом «Структура и перспективы развития дуальной системы профессионального образования в Германии» в академии DEULA, которая находится в г. Нинбурге Нижней Саксонии.
Из последнего доклада Н. Осипенко, заместителя директора по учебно-методической работе ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум», мы узнали о международном некоммерческом движении WorldSkills. Что же оно означает? Чемпионаты WorldSkills проходят раз в два года в различных странах, в них принимают участие как молодые квалифицированные рабочие, студенты университетов и колледжей в возрасте до 22 лет в качестве участников, так и известные профессионалы, специалисты, мастера производственного обучения и наставники - в качестве экспертов, оценивающих выполнение задания.
Целью этого конкурса является повышение престижа рабочих профессий и развитие навыков мастерства. От традиционных ремёсел до многопрофильных профессий в области промышленности и сфере услуг в 75 странах участницах движения WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всём мире.
Участники демонстрируют свои технические способности, индивидуальные и коллективные качества, решая задачи, максимально приближенные к реальным. Результат выступления команды говорит не только о личных профессиональных качествах участников, но и об уровне профессиональной подготовки и общем уровне качества услуг на родине участников.
Последним этапом работы круглого стола стал диалог представителей ГАПОУ ТО «Ишимский многопрофильный техникум» с индивидуальными предпринимателями (работодателями) Абатского района и начальником управления сельского хозяйства и продовольствия Абатского района В. Соловейко с представителями учебного учреждения.
По итогам круглого стола участники приняли совместное решение, которое будет реализовываться в новом учебном году с учётом предложений работодателей Абатского района.