Медиакарта
3:12 | 2 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Дмитриевская история

07:53 | 29 января 2016

Если ехать ночью из с.Омутинское в сторону с.Армизон- ское, то, проехав село Ситниково, впереди по дороге увидишь оранжевое зарево от светящихся фонарей. Можно подумать, что там находится большое село. На самом же деле это только остатки некогда большого населенного пункта с необычным для сибирских старожил названием - Дмитриевка. Темнота скрывает боковые улицы и дома. Днем же можно подробнее разглядеть с одного пологого берега реки Солоновка до другого, улицы и дома бывшего многолюдного поселения. Но раньше, чтобы попасть из с.Омутинское в д.Дмитриевку, нужно было проехать через середину деревни Кашевская, лесом выехать к деревне Князевка, проехать через деревню Храмово и село Ситниково и, двигаясь, кому как удобнее, по левому или правому берегу реки Солоновка, выехать к назначенному месту.


Мало кто знает, что в деревне Дмитриевка была собственная церковь. Располагалась она на правом берегу, как водится, на высоком месте. Названа во имя Святого Николая Мир Ликий- ского Чудотворца. Она была не таким капитальным строением, как все привыкли видеть, а построенной по типу походной, с разборным алтарем. Церковь была выдана поселенцам в начале 1914 года по государственной программе переселения. Доставлена по железной дороге на станцию Ламенская, так как почтовый адрес Ситников- ской волости числился здесь. Потом подводами, в несколько раз перевезена в Дмитриевку. Колокольни при церкви не было.
Появился в связи с этим у дмитриевчан и свой престольный праздник, который праздновался 19 декабря по старому стилю как Никола Зимний.


Утварью церковь была обеспечена крайне недостаточно. Прихожане на то время были не очень богаты. До 1914 года дмитриевчане посещали Ситниковскую Екатерининскую церковь, расположенную в шести верстах. И умерших тоже хоронили на Ситниковском погосте. Усадебной земли при Николаевской церкви было три десятины. По качеству она оценивалась как средняя и находилась в трех верстах от церкви. До открытия церкви все земли принадлежали местным крестьянам.


Из Ситниковского прихода к Николаевской церкви передали старейшую часовню из деревни Шаньгина во имя Святой Троицы. Часовня находилась в пяти верстах. Она, за время своего существования, уже один раз перестраивалась.

Церковная библиотека была крайне скудной, читали в ней газеты «Епархиальные Ведомости», «Церковные Ведомости». Основная библиотека находилась в Ситниковской церкви. Читать же, судя по спискам населения, было кому, так как почти одна треть населения - грамотные.


Первые годы, с 1914 по 1916, старостой при церкви был крестьянин из владельческих Филипп Афонасьевич Семин. С 1916 и по 1917 года старостой стал крестьянин Стефан Сергеевич Дулебов.


Первым священником состоял Матвей Федорович Аграпкин, 33 лет, бывший учитель, перешедший в сан священнослужителя после окончания Московских пасторских курсов. В 1913 году утвержден к Николаевской церкви. Псаломщиком был сын крестьянина Иоанн Георгиевич Кочуров, 22 лет.


В 1914 году священником назначен Николай Федорович Троицкий. Родом из Калужской губернии. К исполнению своих обязанностей в Николаевской церкви приступил 1 июня. Псаломщиком у него состоял Прокопий Петрович Лемотников, 42 лет, из крестьян Тобольской губернии. После служения в Батыревской церкви был переведен в Николаевскую и 2 июня 1915 года стал исполнять свои обязанности. Почти все священнослужители были с семьями.


Ясно, что без притока населения в поселке церкви не было бы. К примеру, как в Слобод- ском переселенческом поселке. В нем приток населения тоже был активным, порой некоторые дома даже еще без крыш, но заселялись. Однако Слободской так и не вырос до размеров Дмитриевки. В 1897 году в Дмитриевке 27 домов, в 1902 - 115. И так, по нарастающей, 1913 и 1914 годы - 183 двора. Так как уже второй год шла Первая мировая война, в 1915 году население немного уменьшилось и хозяйств в деревне насчитывалось 152. По сравнению на то время: в Шаньгино - 70 дворов, Верхней Солоновке - 33 двора, Малой Тарасовке - 22. Так со временем Дмитриевка расстроилась, на левом берегу реки Солоновки вначале появился выселок Дмитриевский, состоявший из двух усадеб. Затем появилась улица с названием Самодуровка, в советское время переименованная в улицу Заречная. Вот одна из версий названия, которую я узнал в феврале 2015 года от ныне покойного К.И.Шульгина. Улицу вначале хотели разместить выше, на бугре, подальше от реки. Но поселенцы стали спорить и доказывать, что им надо ближе к воде.

Дмитриевчане, которые жили по правому берегу, стали их звать «самоумниками». Спорили они с крестьян- ским начальством, и то, наконец, разрешило им переехать поближе к реке. За такую строптивость у жителей, населявших эту улицу, появилось новое название - «самодуры». Это надо же переспорить начальство и добиться того, чего им не разрешали! Со временем это обидное название забылось и стало приниматься, как просто название другой стороны Дмитриевки.


Поток переселенцев шел через Уфимскую губернию на Челябинский пересыльный пункт, оттуда - по назначенным ме- стам. Некоторые, пожив на новом месте, переселялись в другие места, порой возвращались обратно. По волостным спискам можно найти семьи, даже доехавшие до Владивостока и возвратившиеся обратно уже с прибавлением в семействе. По Дмитриевке можно отметить, что некоторые семьи по прописке были в Дмитриевском обществе, а жили в Ситников- ском сельском обществе, на подворье у ситниковских крестьян. Некоторые так и остались жить в Ситниково. По данным 1897 года, это: Садовой, Засятко, Грицай, Пирожков, Сорока, Лаврентьев, Морозов, Ноженко, Заскока, Семочкин, Головлев, Самусев, Плясунов.
По архивным документам можно отметить, что у поселенцев было различное жилье по достатку или от времени поселения на участке. Преобладали в основном крыши из соломы. Редко у кого из теса. Тесовые крыши или из дранки были у семей позажиточней. По- прежнему некоторые жили в мазанках. Другие, которые переехали недавно, в землянках.
Очень много семей переехало из Смоленской губернии, а также из Орловской, Курской, Ярославской, Тамбовской, Тверской, Витебской, Черниговской, Харьковской и Полтавской губерний.
Среди поселенцев было до- статочно грамотных людей, в основном мужчин, умеющих читать. Они окончили школы грамоты в родных местах, их дети стали посещать уже Ситников- скую школу, а с 1909 года - Шаньгинскую земскую школу. В 1911 году в Дмитриевке открылась своя школа.
Среди дмитриевчан были и достаточно образованные люди. Фельдшер С.П.Черников. Мастеровые, если нужно было что-то покрасить, обращались к маляру С.Г.Герасимову. Нужна хорошая печь, то это к К.А.Сибехову. Пошить новую одежду - пожалуйста, к портным К.О.Новикову или М.А.Антонову. Починить или сделать новую сбрую, то это к шорнику В.Е.Маркеленкову. Качественные работы по дереву выполняли плотники Ф.П.Титенко, Н.Г.Гаврилов, Калинин. Плотнику было мало своего умения, ценился и его набор инструментов, которыми он работал. В округе очень был уважаем плотник И.П.Дулебов. Порой хозяева, кто нанимал, на работу и с работы возили его на тройке с бубенцами.
Давно не слышно звона колокольчика, скрипа тележного колеса или визга саночных полозьев по улицам Дмитриевки. Не бегают многочисленные компании ребят с трех больших улиц: Самодуровки, Смоленки, Дмитриевки. Немногочисленные дымки из печных труб в зимнее время напоминают, что здесь еще кто-то живет. Только асфальтовая дорога по прямой проносит автомобили с одного увала на другой через реку Солоновку. И кто-то из пассажиров, увидев синий дорожный знак с надписью Дмитриевка, вдруг подумает: «а как здесь жили раньше?»

Автор: С. Пинигин, с.Ситниково