Медиакарта
4:18 | 8 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

На щастя, на долю!

04:00 | 03 февраля 2016
Источник: Призыв

Она не могла бы объяснить всем и каждому, зачем нужно беречь эти прялки и веретёна, старые вышиванки и юбки в клетку, но всегда интуитивно понимала: исчезни они из дома – и что-то отнимется и в её собственной душе, и у её детей.


Вещи, оставшиеся от дедов и прадедов, переселившихся в наши края из Полтавской области, – на свалку выбрасывают краше – являются для неё не просто памятью – духовной ценностью. Такой же, как иконы, песни, старые фотографии. Как украинская речь.


– Народыла я трьох диточок. Не тильки спиваты можу. Борщ зварю и нагодую всю вэлычэзну родыну, – рассказывала Алёна Викторовна Мирошниченко, представляя свою семью на районном фестивале национальных культур.


Блистательно выступили вместе с гарной старшей дочерью Юлей, которая и «спивати» мастер, и «на гитари грае», с одиннадцатилетней Ксюшей, которая любит «своих батькив», помогает присматривать за младшенькой «сэстричкою» Машей. Вот где пригодились прабабушкина юбка и выправка её! Венков наплели, вышиванки новые из самой Украины выписали. Дивчины, как полагается, в венках красивых с яркими лентами, а Алёна Викторовна, как замужняя женщина, в цветастом головном платке. Все талантливые, разумные, поющие и мастеровые. И с чувством юмора.


Вси талановыти кадры


Пробувають доси.


Якщо так пидэ и дали


Будэ не ансамбль, а хор.


Вот, брат, как!

Такая ностальгическая печать по временам «мирного сосуществования» с этой красивой и дорогой всем славянским народам украинской землёй. Вспоминая время, проведённое в юности на Украине, я думаю: как много захваченные абсурдными, не поддающимися здравому разумению идеями последних лет безжалостно перечёркивают, вытравливают, искореняют, истребляют из нашей памяти.


Речь о колоссальных пластах народной культуры, создававшейся в течение многих веков нашей общей истории. Наверное, только по фильмам, отснятым на гоголевские уникальные сюжеты, мы можем восстановить в памяти украинскую старину. Белёные хатки-мазанки, крытые соломой, приземистые печки, амбары, запорошенные снегом, крестьянская утварь.
О том, что надо восстанавливать и беречь историю своей деревни, своих семей, новодеревенцы задумались всерьёз, собравшись на Святую Троицу, новодеревенский престольный праздник, прошлым летом. Русско-украинские корни стали предметом исследовательских работ Мирошниченко, Моисеевых, Александра Георгиевича Ващенко. Не ошибусь, если скажу, что дополнительный мощный импульс этим исследованиям дал районный конкурс родословных в нашей газете «Судьба и Родина едины».


Все прибывшие новодеревенцы прошли регистрацию – семьдесят человек приехали на встречу. Старшее поколение помнит потомков первых переселенцев, старожилов. А ещё помнят Новую Деревню живой, многоголосой, с одними из лучших в колхозе «Страна Советов» производственными бригадами и тружениками-стахановцами. И был праздник! Было широкое застолье с пампушками, салом, налистниками, картоплениками. Вспоминали забытые песни, казачьи большей частью, которые певали здесь в застольях. Традиции гостеприимства.


– Ласкаво запрошуем юргинцив та гостей! Покуштуйте пряного сала, вареников з начинками, гарних картоплеников! Хлопцы! Дивчата файные! Заходьте до нас! – щедро и радушно гуляло русско-украинское застолье.
А потом всей честной компанией пошли гулять по деревне. День был на редкость тёплый и солнечный по прошлогоднему ненастному лету. Каждое поколение рассказывало о корнях, об интересных фактах из жизни переселенцев с Полтавщины. Чем особенным они запечатлелись в памяти земляков. Энтузиасты в этой пристрастной и крепкой родовой памяти – Моисеевы, Мирошниченко, Абраменко. Все – выходцы из «хохлов». Так называлась часть деревни, куда заселились новосёлы с Полтавщины. Нашли уникальные пристрои, которые называли «справжня хатка» – из глины, смешанной с соломой.


Встреча была настолько тёплой и полезной, что решили собраться снова. Воссоздать в Новой Деревне «справжну хату». И бывшие новодеревенцы уже не только собрали утварь и оформили жилище, но и разбили осенью сад. Как малороссам без сада? Расставались до будущей Троицы. Сердечно. Желая всем землякам «щастя». И «шоб задуманэ збулося»!

Хорошо настоящее или плохо в отношениях с Украиной – это наше общее прошлое, наша общая история. К сожалению, нередко интерес к родословной имеет чисто внешний характер. Формальный. Как, например, возникший в наши дни «родословный бум», приобретающий интерес к знатной составляющей, продиктованный стихией моды. Новоявленные купцы и дворяне порой не подозревают, что для восстановления истории населённого пункта или семьи требуются годы кропотливой архивной работы. Подвижником в истории Новой Деревни является, безусловно, Александр Георгиевич Ващенко, семьи Моисеевых, Мирошниченко – его единомышленники и последователи.

В забытой культуре – цельность, красота, гармония, традиции, складывающиеся веками. Красоту у наших предков нельзя было отделить от пользы. Пользу от красоты. В сибирской «украинской» Новой Деревне произошло взаимопроникновение культур, замечательных народных обрядов, обычаев и традиций. Взять традицию песенного искусства и народной пляски. Теперь уже не поются так называемые старинные песни. У Мирошниченко-Варавко носителями народной песенной культуры были дед Алексей Григорьевич Шутько и прабабушка Наталья Константиновна Варавко. Потом на поколении Алёны Викторовны, как говорит она сама, природа отдохнула. А в Юле песенный талант проявился с исключительной силой и красотой, раскрылся.


– Сама я не пою, – вспоминает Алёна Викторовна, – но вот какая штука, бывало, в детстве, когда затягивали казачьи песни, со двора убегала. Слёзы тайком смахивала.


В нашем детстве, я помню, когда родниться и гостить друг у друга по престольным праздникам, несмотря на атеизм, было принято, за столом звучали балладно-романсового плана песни «Хас-Булат удалой», «Златые горы», «Коробушка», «Распрягайте, хлопцы, коней». Более поздние – «Черемшина», «Рушники». Прекрасные песни военных лет. А умение плясать и петь частушки! Гуляет Новая Деревня, Горлатова, Палецкая, Бучиха – до утра не отдохнёт гармонист, а народ с круга не сойдёт. Широко и раздольно. Одна деревня веселее другой. А сегодня умения плясать и петь нет и в помине. Если говорить о застольях и плясках, то это беспорядочные телодвижения. И такого же уровня исполнение частушек. Говорим об этом с Алёной Викторовной. Тема наводит на грустные размышления.


– Это должно идти от родителей в первую очередь. Если они не привьют интереса, не расскажут и не научат – никто этого не сделает. Вырождается родство. Если мы изучили до девятого колена всех дальних родственников, то близких-то, оказывается, не помним. Или, находясь в кровном родстве, – не общаемся, не знаемся. Есть сложности в общении с предками, живущими на Украине. Через интернет общаемся, ставим «классы» – вот и всё. А братья, сёстры двоюродные – родство близкое. Это, оказывается, очень сложно.


В детском саду, где Алёна Викторовна работает заместителем директора, с этого года вводится программа по формированию межнациональной толерантности среди детей и их родителей. Педагогам эта работа представляется важной и интересной. Каждый должен знать, что он выходец из сибирских казаков или из немцев, из казахов, из украинцев, белорусов, из татар. Словом, у истоков этого направления в дошкольном образовании стоит незаурядный человек, краевед в душе, с интересным жизненным опытом и сложившимися убеждениями Алёна Викторовна Мирошниченко. Кстати, дочь Ксения в свои одиннадцать лет серьёзно занимается исследованием родословной и истории Новой Деревни. Участвовала в районных краеведческих чтениях. Дважды становилась победителем творческого конкурса районной газеты с работами «Великая Отечественная война в истории моей семьи» и «Боевой путь солдата». Они содержат документацию, фотоматериалы, от которых веет дыханием времени. На фронт здесь уходили целые династии. Старики говорят, воевали новодеревенцы лихо.

Труднее с украинским языком, считает Алёна Викторовна. В семье её родителей даже каких-то атрибутов не присутствовало. У прадеда, у дедушки был говор. Как сейчас восстановить утраченные связи, когда нет живых носителей национального языка. А, как известно, миссия языка, фольклора очень действенна. Украинское устное народное творчество богато и неповторимо: «чиста криниця»! На Полтавщине всё было пропитано талантом и богатством славянской малоросской души. Она испокон веков была известна своими широкими ярмарками, православными праздниками и гуляньями. Роскошные в цветовом решении, в лучших нарядах – на выход – шёл и ехал на те ярмарки и гуляния народ со всех волостей. Я знаю это по произведениям классики и фильмам, но так зримо, что, кажется, меня эти впечатления сопровождают всю жизнь. А мова – яркая, сочная, боевая, заводная – слушал бы и слушал. По душе.


Свои первые уроки духовного родства все приобретают в семье. Так повелось, и для Алёны Викторовны, и для всех в семье важно, чем живёт Украина. Все дни событий в Киеве, в Донбассе – прибегали с работы, из школы – включали телевизор, «поглощая» новостные блоки. Пригласили родственников, давних и разысканных в последние годы, в Сибирь. Очень тепло встретили тётушку, которая приехала погостить. Расспросам и рассказам не было конца.


Выступая на фестивалях национальных культур, Алёна Викторовна всегда думает, как они взаимосвязаны, как тесно увязаны христианские традиции, как перекликаются! А сложное слово «толерантность» разве не есть любовь к ближнему. Относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе, к твоей культуре, языку, религии. Не позволяй искоренить память и традиции. Потому заказаны на Украине «правильные» вышиванки-блузки. Потому звучат украинские песни. Потому готовится и подаётся к столу сало и борщ с пампушками. Украинский борщ, богатый, наваристый, с растёртым в ступе салом и чесноком!


Для Мирошниченко сохранение народных традиций – как образ жизни. Родители считают, что песни и слово украинское будут звучать и в семьях их дочерей. Что нить традиций не прервётся – прочно укоренится, укрепится, продолжится.

Автор: Татьяна Усольцева