Сегодня – день разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.)
Редеют ряды ветеранов Великой Отечественной. Но среди живущих в округе фронтовиков есть те, кто защищал Сталинград: Степан Мерзляков, Деомид Проскуряков и Алексей Бердюгин.
Сталинградская битва вошла в историю как решающая схватка, после которой стало ясно, что во Второй мировой войне произошёл коренной перелом. Летом 1942 года гитлеровцы рвались к Волге, стараясь захватить богатые стратегическими объектами районы СССР. Для советских войск обстановка под Сталинградом складывалась крайне неблагоприятно. Фашисты непрерывно бомбили город. 25 августа 1942 года в Сталинграде ввели осадное положение. Но взять город немцы так и не смогли. Развернулись ожесточённые уличные бои. В них участвовал и наш земляк Алексей Бердюгин, житель села Лыбаево. В одной из атак он чуть не сгорел в подбитом танке.
– Башня так неудачно повернулась, что пушкой перекрыло люк, – рассказывает ветеран. – Только щель узкая осталась: голова, может, и пройдёт, а дальше – никак! Мы со стрелком-радистом кричим, просим башню отвернуть, но, видимо, рядом с танком нет никого. У меня под ногами – запасной люк, но чтобы открыть его, надо шесть винтов открутить, а тут ещё течёт горячее топливо. Помню, страха почему-то не было. В танке у меня висел потрет начальника моего училища генерал-майора Кошубы, которого я очень уважал. Смотрю я на него и говорю: «Всё, до свидания, товарищ генерал-майор!» Потом глядь – радиста моего нет: пропихнулся как-то в щель! А как стало припекать, и я проскользнул… Вылетел из башни, как снаряд. Получил ожог лица второй степени. В госпитале меня забинтовали. Лицо быстро зажило: молодость есть молодость.
В Сталинградской битве тяжело ранило Степана Мерзлякова. Взвод, в котором воевал заводоуковец, оказался в числе первых пехотных подразделений, вступивших в сражение. Метр за метром ценой своей жизни солдаты отвоёвывали оккупированную врагом территорию. К концу декабря 1942 года от взвода осталось трое бойцов…
– Тридцатого декабря мы, три автоматчика, получили задание уничтожить немецкого снайпера, скрывающегося под своим танком, – вспоминает Степан Фёдорович. – Ползём по рыхлому снегу и договариваемся, что стреляем одновременно. Однако немец опередил… Позднее меня наградили орденом Красной Звезды.
В тяжёлых боях участвовал и горюновец Деомид Проскуряков. В ноябре 1941 года после ранения его уволили в запас, но в декабре 1942-го вновь призвали. Он служил разведчиком-наблюдателем. Во время боёв под Сталинградом, забираясь то на колокольню, то на пожарную каланчу, смотрел, что творится у врага, и докладывал обо всём командиру…
Недавно не стало отважной землячки Марии Детковой, которая вместе с подругами-медсёстрами во время ожесточённых боёв в ноябре-декабре 1942-го оказывала медпомощь на поле боя. Раненных, кто не мог передвигаться самостоятельно, Мария Борисовна волокла на плащ-палатке на берег Волги и отправляла на плотах в госпиталь.
Военные медики спасали и погибавших в руинах разрушенного города жителей, хоронили погибших…
В битве за город на Волге сложили головы рядовые Галина Титова из Новой Заимки, Валентин Бегулов из Колесниково и Филипп Дмитриев из Заводоуковска… В битве за Сталинград пал каждый десятый уроженец Тюменской области, призванный на фронт.
(по архивным материалам краеведческого музея и книги «Судьбы победителей»)