С 1 января 2011 года вступает в силу новая методика по формированию тарифов, которые изменят подход к организации работы автобусов большой и малой вместимости. Монополия ПАТП завершится, все средства будут распределяться на конкурсной основе.
Новая методика формирования тарифов разработана департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области и утверждена 20 сентября на заседании регионального правительства.
На право осуществления каждого маршрута автотранспорта будет организован конкурс, его потенциальным участником может стать любой перевозчик, в том числе и иногородний. Победителем будет признан кандидат, предложивший наиболее оптимальные условия для осуществления перевозок, после подведения итогов конкурса с ним будет заключён муниципальный контракт.
Переход на конкурсную основу направлен на сокращение внутренних затрат предприятий, осуществляющих перевозку, через создание конкурентной среды. Как пояснил заместитель губернатора области Сергей Дегтярь, при переходе на данную методику затраты областного бюджета на первом этапе, по предварительным подсчётам, сократятся на 15%.
Принципиальное отличие новой методики заключается в том, что она предусматривает переход к нормативу. Если раньше тариф складывался от фактических затрат перевозчика, то с 1 января он будет исчисляться из нормативных затрат на 1 км пробега без привязки к перевозчику. Стоит отметить, что предыдущая методика утверждала тарифы на календарный (финансовый) год, согласно новому подходу период регулирования будет долгосрочным – до пяти лет.
Сейчас в Ишиме проводится анализ пассажиропотока на каждом маршруте. В городе есть разнодоходные автобусные линии, в этом случае предусмотрено выравнивание рентабельности конкретного маршрута за счёт бюджетной поддержки.
Как отмечает первый заместитель главы города Ишима Владимир Овчинников, внедрение методики – процесс внутренний, жители не почувствуют сбоев в работе автотранспорта. Напротив, предполагается, что изменения положительно скажутся на его функционировании.
По мнению специалистов, новшество будет способствовать привлечению частных инвестиций для обновления автобусного парка, стимулированию перевозчиков к снижению затрат (может сдерживать рост тарифов) и, главное, станет основой для целевого и эффективного использования бюджетных средств.
Анна Знаменщикова,
пресс-секретарь главы г. Ишима.