Медиакарта
6:06 | 20 октября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Люди, которые вдохновляют

Два года назад в деревне Скаредной встретились два удивительных человека: Галина Еврамовна Колещатова и Леонид Яковлевич Пуртов. Люди, влюблённые в свой сибирский край, которые все силы отдали родной земле. Меня покорила интересная беседа между единомышленниками.

Галина Еврамовна – моя любимая подруга и одноклассница. Ещё в детстве, когда мы играли в куклы, она уже находила время помогать матери на ферме. А в 15 лет пошла работать дояркой. Она не ныла и не жаловалась на судьбу. После работы бежала в клуб, организовывала самодеятельность: пела, читала стихи, сочиняла частушки. А когда вместе с развалом Союза распался совхоз, Галина организовала и возглавила фермерское хозяйство. В это время она самостоятельно освоила трактор. С каким юмором об этом рассказывала: «Хочу поехать вперёд – трактор едет назад, хочу остановиться – он рвёт вперёд, увеличивая скорость. Я не испугалась, а разозлилась и справилась с управлением, трактор встал как вкопанный, покоряясь сильной женской руке. Больше проблем не было».

Леонид Яковлевич Пуртов – такой же преданный делу человек. Он очень скромно говорил о себе. Вся трудовая жизнь прошла в Средних Чирках. Отличный агроном, экономист, бывший глава сельской территории. В беседе с нами он вспомнил о том периоде, когда семья жила в Скаредной. Леонид Яковлевич привёз с собой семейную реликвию – обыкновенную школьную тетрадь, в которой его отец Яков Григорьевич вёл дневник. Как грамотно, образно, подробно писал он страницы своей летописи войны! Среди нас жили и живут такие люди, которые все ужасы войны пережили с надеждой и верой, что живут не напрасно. Отдавали себя людям, не требуя ничего взамен. На таких примерах можно воспитать молодое поколение.

Яков Григорьевич Пуртов прошёл всю войну: Сталинградское сражение, Курскую дугу. В марте 1944 года он получил тяжёлое ранение под Харьковом. Потом – госпиталь, несколько дней отпуска домой, и снова бои. Прошёл путь от солдата до лейтенанта. Страх почувствовал только однажды, когда ему под Сталинградом дали в подкрепление 10 «головорезов» из штрафного батальона. Он не знал, как себя с ними вести, но раздумывать времени не было. Канонада залпов орудий, взрывы гранат и нескончаемая перестрелка – всё это не давало возможности говорить с солдатами и объяснять обстановку. Смелость и отвага командира покоряла видавших виды бойцов, и все «штрафники» припали к орудиям.

Яков Григорьевич был награждён медалями «За оборону Сталинграда», «За отвагу», «За победу над Германией», «За доблестный труд в 1941-1945 гг.». И список продолжался на целую страницу.

10 декабря 1956 года райкомом партии Я.Г. Пуртов был назначен председателем колхоза «Октябрь» в деревне Скаредной. Познакомился с новым хозяйством, в дневнике отметил: «Пьянка полная». Вместе с правлением колхоза ему удалось организовать людей и поднять колхоз за год. И первая премия по итогам работы – наручные часы. В январе 1960 года колхоз «Октябрь» присоединили к «Красному пахарю», что находился в Медведево. Быть председателем отказался. Боевые раны давали знать. Был секретарём партийной организации.

В феврале 1961 года Скаредную передали в Ражевский совхоз. Яков Григорьевич стал управляющим отделения. В мае 1962-го сильно заболел. После долгого лечения ему дали группу инвалидности. Но старый солдат не собирался сдаваться и снова вышел на работу.

Трудолюбие отца – это великий пример для подражания. Один наказ его дети помнят, как молитву: «Не ври, не воруй, пей, но голову не теряй!» В семье Якова Григорьевича выросли шесть прекрасных детей. Старший – Леонид Яковлевич – вспоминает, как каждое лето с 15 лет работал в совхозе. Вспоминает работу прицепщиком у тракториста Ивана Кокушева с Демченко Николаем Клементьевичем, работавшим на комбайне «Сталинец». С особенной теплотой он отмечает трудолюбие и ответственность этих людей. Техника у них никогда не ломалась, любой недочёт устраняли за считанные минуты. Обо всём позаботятся заранее, подготовят запчасти. Работали сутками, не уезжали домой, спали 2-3 часа. И молодой совхозник, каким был тогда Пуртов, сидел на прицепе, пока глаза не начинали сами собой закрываться от усталости. И тогда опытные механизаторы отправляли его отдохнуть.

После общения с Галиной Еврамовной и Леонидом Яковлевичем я почувствовала себя удивительной оптимисткой, почерпнув заряд энергии, вдохновившись новыми идеями.

Фото Анатолия КУРДЕНКО

Автор: Галина КОРОТКОВА