Медиакарта
3:20 | 8 сентября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Всех родов оружия солдаты» армии надёжная опора

Мы начинаем цикл публикаций, в которых расскажем о видах и родах войск Вооружённых сил России, а также о наших земляках-фронтовиках, служивших в различных армейских подразделениях во время Великой Отечественной войны. Сегодня речь пойдёт об инженерных войсках – войсках переднего края.

Ещё Пётр I уделял большое внимание развитию этого рода войск и подготовке офицерских кадров. Первое в России военное училище, открытое в 1701 году, готовило именно военных инженеров.

Сегодня без этих специалистов  не обходится ни одна боевая операция: инженеры прокладывают дороги в условиях боевых действий и в дождь, и в жару наводят понтонные переправы, проверяют наличие мин на территории, подготавливают полевые позиции и обеспечивают военных водой и электричеством…

В годы Великой Отечественной благодаря знаниям, опыту и мужеству военных инженеров воины Красной армии  выиграли не одно сражение.

Наш земляк Николай Щукин во время войны был командиром понтонно-мостового взвода. Уроженец Боровинки мечтал стать пилотом, да здоровье подвело. Окончив Черниговское инженерное училище, Николай Митрофанович получил военно-учётную специальность сапёра. В коротких письмах с фронта он писал: «Можно сказать, что я человек мирный. Строю мосты, переправы через реки, прокладываю дороги пехоте... Ни одного фашиста ещё не убил...».

Н. Щукин совершил подвиг при форсировании реки Друть, что в Могилёвской области. Отступать с позиций за рекой немцы не думали. Чтобы выбить их с насиженного места, нужно было бросить на штурм укреплений крупные силы. Но не пускала река. Командование приказало построить переправу, чтобы проложить путь пехоте. Причём немцы не должны были знать о её сооружении.

С наступлением темноты сапёрный взвод Николая Щукина приступил к работе. Немцы беспрерывно освещали реку ракетами... Друть не очень широкая река, не больше Тобола, но сапёр понимал, что для строительства моста ночи не хватит. И тогда наш земляк решил строить переход на глубине 20-30 сантиметров от поверхности: вода мутная, враг никогда не догадается, где скрыта переправа.

Мокрые, продрогшие бойцы бесшумно таскали брёвна, куски рельсов, укрепляли их в воде. На вторые сутки под утро пошёл дождь. Видимость ухудшилась. Немцы, предчувствуя недоброе, начали обстрел реки. Осколок мины ударил Николая Митрофановича в ногу. Он потерял сознание и начал тонуть. Товарищи вытащили сапёра на берег, наскоро перевязали рану. Превозмогая боль, Щукин вновь поплыл на середину реки, где солдаты укрепляли настил… К рассвету сапёры выполнили боевую задачу.

Затем был госпиталь. За подвиг при форсировании реки Друть Николаю Щукину присвоили звание Героя Советского Союза. Не менее ценной наградой стал для нашего земляка краткосрочный отпуск на родину. 

Победу Николай Митрофанович встретил в Восточной Пруссии. Отсюда он послал землякам письмо с обещанием вернуться в родной колхоз. Но судьба распорядилась иначе: возводя очередную переправу, он наступил на сучковатое бревно, повредил ногу и получил заражение крови. Николай Щукин умер 18 июня 1945 года. Прошедшему всю войну молодому офицеру не исполнилось и 23 лет…

Сегодня сапёры продолжают традиции своих предшественников. В нашей области главной кузницей кадров для инженерных войск остаётся Тюменское высшее военное инженерное командное училище.

Фото из архива  краеведческого музея

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ, научный сотрудник музея