Культура торговли. Почему я затронул данную тему, да потому, что главную оценку этой сфере услуг выставляет покупатель. В его понятии высокой похвалы заслуживает только то торговое предприятие, которое современно оформлено, светлое, просторное, в котором покупателю предложат высококачественный товар в соответствии с его спросом, где культурно обслужат, нет очередей, в котором продавцы опрятны, чистоплотны, приветливы и доброжелательны. Именно в такой магазин покупатель придет еще и еще раз. И если торговое обслуживание входящих начинается с улыбки продавца, то считайте, что он без покупки не уйдет.
В магазинах нашего села работает множество продавцов, каждый со своим характером, нравом, у каждого имеются личные проблемы и заботы, но объединять их должен один признак - это культура торговли. Думаю, большинство из нас, как покупателей, эта сторона вопроса, касающаяся качества и культуры обслуживания населения, постоянно затрагивает и волнует. Бывая в различных торговых точках и глядя на то, как с тобой обошлись, мы для себя делаем невольный выбор - вот в этот магазин я заходить больше не буду, пусть даже и расположен он для меня удобнее, а вот в другом буду постоянно обслуживаться. Почему так происходит? Да все очень просто. Если при входе в торговую точку тебя приветливо встретят, улыбнутся, подадут нужный товар, в обязательном порядке упакуют в полиэтиленовый пакет тот же хлеб, да еще скажут «спасибо за покупку», то невольно к таким продавцам проникнешься уважением и всегда зайдешь в следующий раз. А бывает и так: продавец сидит с угрюмым видом, погруженная в свои думы. При входе покупателя нехотя поднимется и, что самое возмутительное, рукой, без полиэтиленового пакета, берет хлеб и, не упаковав его, кладет на прилавок, где грузчики ставят кульки, лотки и прочую тару, выгруженную из автомобильного кузова. Конечно, такое отношение к обслуживанию вызывает у покупателя чувство брезгливо- сти и неуважения и в эту торговую точку он постарается больше не заглядывать. Может, мне кто-то и возразит, что такого у нас нет и быть не может, но, поверьте, такие факты я встречал неоднократно. А однажды наблюдал еще один «феноменальный» случай, который не мог не вызвать у меня горького сожаления и в то же время удивления - насколько мы бываем невежественны и бескультурны. В одном общественном месте, не буду называть где, предприниматель торгует выпечкой и прочей нехитрой снедью. Казалось бы, сначала все он делает, как надо: соблюдая правила гигиены, обернутой пакетом рукой, берет булочку, но перед тем, как ее положить в кулек, видимо, для своего удобства, раздувает его ртом и потом кладет туда булочку. Что он там из себя выдохнул в этот кулек... Страшно представить, из какого рассадника микробов человек будет есть продукты, купленные у этого продавца.
В целом, если давать ком- плексную оценку культуры обслуживания покупателей, то надо отметить, что за последние годы в этом вопросе наша торговля значительно продвинулась вперед. Магазины стали более современными. Продавцы - в фирменной униформе, в большинстве своем приветливые, грамотные. Всегда подскажут необходимую информацию о товаре, его достоинствах или вкусовых качествах. С такими людьми приятно общаться, советоваться и с их помощью делать свой выбор. Чтобы не было в нашей жизни вышеописанных курьезов, давайте пожелаем отечественной торговле еще больше вежливости, профессионализма и гигиенической культуры. От этого в итоге выиграют все - и покупатель, и продавец.
Фото А. САУТИЕВА