Медиакарта
20:31 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

На пути к идеальной школе

16:05 | 26 февраля 2016

Все дети разные: есть тихони, а есть «энерджайзеры», фантазёры и «технари», неусидчивые и вдумчивые – список можно продолжать до бесконечности. Все растут и развиваются в разных условиях. Как сделать так, чтобы на школьных уроках им всем было интересно, как втянуть каждого в образовательный процесс? Инновационный проект, призванный решить эту задачу, третий год реализуется в средней школе № 7 г. Ишима. Учителям в их деятельности помогают знания психологии детей и подростков.
Инициаторами проекта в 2014 го- ду выступили директор департамента по социальным вопросам Татьяна Миронова и директор МАОУ СОШ № 7 Игорь Прокопцев.
– Мы решили вооружить педагогов дополнительными знаниями по психологии, – рассказывает Игорь Алексеевич. – Не секрет, что общий курс психологии, пройденный в рамках пединститута, педагог-предметник редко применяет на практике, акцентируя внимание на своём предмете и методике его преподавания. Но в классе 25-30 детей, все разные, у каждого свой тип восприятия, мышления, и это необходимо учитывать. А значит, нужны дополнительные знания, причём знания систематизированные и ориентированные непосредственно на работу в школе. Так родилась идея проекта, департамент по социальным вопросам поддержал её, муниципалитет выделил средства на обучение 34 педагогов нашей школы. Мы заключили с пединститутом договор на двухгодичное обучение. В этом году все учителя получили дипломы о втором высшем образовании по квалификации «Педагог-психолог».
С первого года реализации проекта на базе школы № 7 стали организовывать городские обучающие семинары. На них приглашают директоров, завучей, учителей-предметников и учителей начальных классов, руководителей метод- объединений, психологов и социальных педагогов. Первый семинар показал, насколько огромный пласт работы затронут. Так, педагог-предметник обучает детей из разных классов, разного возраста, а ведь надо ещё учесть и многообразие типов восприятия, мышления, темперамента. К каждому необходим особый подход, нужен конспект психологических типов развития каждого ребёнка, чтобы понимать, какую методику применять в работе. Но так невозможно готовиться к каждому уроку, просто не хватит времени. Нужна система. Цель проекта – дать педагогам дополнительные знания по психологии, чтобы они их систематизировали и начали применять, внося коррективы в процессе. Формы такой работы многообразны. Начиная с первого класса с детьми проводят различные диагностики психолого-педагогического характера, например, выявляются уровень тревожности и её истоки, уровень мотивации к обучению, учитель использует визуальное наблюдение и тестовые задания. Большая роль отводится работе с семьями учеников: какие у детей условия проживания, есть ли рабочее место, как осуществляется родительский контроль и тому подобное. На основе полученных данных составляется социальный паспорт класса.
– Одной из задач проекта является снижение социальной девиации у детей и подростков, – подчеркнул Игорь Прокопцев. – Наша школа расположена на окраине города, в частном секторе, где проживает много неблагополучных семей, в которых дети предоставлены сами себе и с детства видят отрицательный пример родителей. Мы в первую очередь обращаем внимание на детей с асоциальным поведением, направляем усилия на то, чтобы развить у них мотивацию к обучению и жизни.
Ежегодно учителя МАОУ СОШ № 7 делятся с педагогами города опытом научно-исследовательской работы по психологическим основам организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС. В этом году в рамках дня открытых дверей приглашённых ознакомили с приёмами и методами развития произвольного внимания, творческого воображения, рассказали о том, как учитывать типы темперамента и восприятия у детей при подготовке и проведении занятий. Для пяти педагогов школы № 7 это была ещё и защита выпускных квалификационных работ, жюри состояло из преподавателей Ишимского пединститута, кандидатов педагогических и психологических наук. После десятиминутного доклада следовала практическая часть – фрагмент урока. Одно из занятий носило воспитательный характер и было посвящено коррекции суицидальных намерений у подростков.
– Организация образовательного процесса с учётом психологических особенностей детей – это длительный процесс, нельзя требовать от него немедленных результатов. Конечно, в мире нет ничего идеального, как нет идеальной системы обучения и воспитания – дети растут, развиваются, меняются. Но мы стремимся к совершенству, и если реализация нашего проекта позволит снизить количество преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, повысить качество обучения, уровень мотивации у детей – значит, мы на верном пути к идеальной школе, – подытожил директор.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото автора.

Автор: Марина СЕРГЕЕВА.