Медиакарта
23:17 | 20 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

А жизнь продолжается

07:56 | 24 февраля 2016

Любопытное название у этой деревеньки - Свобода. Ставь ударение на последнем слоге - получится, что заезжаешь в свободное… Что? Деревенское царство? Тихое место? А это уже кому как покажется. Кому-то царством тишины, кому-то медвежьим углом. Свобода мало чем отличается от соседних деревень. Кругом леса, богатые грибами и ягодами, речка, в которой водится рыба. Такие же скромные, неприметные дома. Но сколько здесь живет прекрасных людей, прославивших себя трудом, добротой своих сердец. Это - ветеран Великой Отечественной войны Иван Иванович Коновалов, Петр Ефимович Мартынов, кавалер ордена «Трудового Красного Знамени», и его супруга Альбина Яковлевна, Анатолий Константинович и Галина Ефимовна Молодых. А сегодня я хочу рассказать о старейшей жительнице деревеньки, которой в феврале этого года исполнилось 85 лет.

Родилась она в знаменательный год - год образования Омутинского района, чем очень гордится. Эта замечательная женщина - Любовь Никитична Казаринова, в девичестве Захарова, родилась в Свободе и живет здесь по сей день. Простая, многодетная семья, в которой было семеро детей. Жили, как все деревенские: держали скот, косили сено, пилили дрова, садили большой огород. В свои 85 лет Любовь Никитична выглядит бодро, а шуток и юмора ей не занимать. Вот и сегодня, где с шуткой, а где с горечью и досадой вспоминает свои прожитые годы, нелегкое детство. Ей было десять лет, когда началась Великая Отечественная война. На детские плечи лег непосильный груз. Фронт отозвал из хозяйства всех мужчин, их долю взвалили на свои плечи женщины, старики и подростки.

- Работали с раннего утра и до поздней ночи, - вспоминает она. - Тот день, когда началась война, помню хорошо. Всех мужиков стали собирать в сельсовет для отправки на фронт. Плакали женщины, ведь у каждой оставалась орава детей. Сидя на завалинках, старики, умудренные жизненным опытом, говорили, что война будет недолгой, Красная армия быстро разобьет немца, а другие возражали, «что воевать придется долго, немца наскоком не одолеть». Но в деревне всегда верили в победу и жили надеждой. Верили и мы, дети, ждали победы, помогая своим непосильным трудом. В школу ходили, тетрадей не было, писали на старых книжках, газетах. Обуть и одеть было нечего. Иногда вместо обуви обматывали ноги тряпками. С едой было полегче, садили много картошки, держали коровушку-кормилицу, мать ее так называла. За счет этого и выжили.

Люба Захарова, как и все дети той поры, после школы шла на прополку хлеба, работала на сенокосе, собирала колоски, сортировала зерно. В 14 лет ее приняли на ферму дояркой, летом трудилась на сезонных работах. В 1945 году пришлось работать на лесозаготовках в Юргинском районе. Здесь она познакомилась с Полей Александровой из Ю-Плетнево. Так и держались вместе. Заготавливали строевой лес, стоя по колено в снегу, и так день изо дня. А вечером возвращались в холодные бараки, где застывала даже вода. Жили впроголодь, но работали на совесть.

- Помню, это был уже апрель, распутица, нас отпустили по домам. Мы с Полей пешком, в валенках, по воде добирались до дома, стерли в кровь ноги, но дошли. Мать протопила баню, намазала мне их сметаной, потом, когда ноги залечила, снова на ферму. А через месяц пришла победа. Хорошо помню и этот день. Люди выбегали из домов, обнимались, плакали: кто от радости, а кто от горя. По соседству жила семья Васильевых, отец которых сложил голову на фронте. В семье было 8 детей. Так тетка Аксинья обхватила всю свою ораву и так голосила, приговаривая: «Не вернется наш кормилец, сиротинушки мои». Да, много горя пришлось пережить, много труда положить. После войны стали платить деньги. Мы бегом бежали на работу в колхоз, чтобы заработать хоть лишнюю копейку. Хотелось купить какую-нибудь одежонку или обувку.

Когда Любаше исполнилось 22 года, стал ухаживать за ней местный парень, тоже из многодетной семьи, Николай Казаринов. Вернулся он с войны, на которую ушел 17-летним юношей. Солдату многое пришлось повидать и испытать. Не раз смотрел смерти в лицо. Воевал на многих фронтах, был пулеметчиком. Бой за боем. Оставались позади освобожденные города и села. Поначалу было тяжело, а потом привык. Из многих боев выходил целым и невредимым. Но однажды на своем мотоцикле, в люльке которого был установлен пулемет, отбивался от наступавших немцев. И вдруг взрыв, его вместе со своим другом-пулеметом засыпало землей. Николай получил контузию. Подоспевшие санитары подобрали его и направили в госпиталь. После длительного лечения снова на фронт. Вот так наш земляк дошел до победного дня. Потом его взвод перебросили в Японию. Вернулся домой только в 1947 году. За мужество и героизм Николай Александрович награжден орденом Славы II степени.

В 1953 году он посватался к Любаше Захаровой. Супруги продолжали честно и самоотверженно трудиться. Любовь Никитична - в животноводстве, которому отдала 40 лет жизни. Постоянно получала Почетные грамоты и благодарственные письма, денежные премии и подарки. Николай Александрович не один десяток лет работал механизатором. Был бригадиром полеводческой бригады. Воспитали Казариновы пятерых детей. Сейчас у них пятеро внуков, десять правнуков.

В постоянных заботах, трудовых буднях проходила жизнь этой женщины. Наши родители жили по соседству с семьей Казариновых. Я еще с детских лет помню, что никогда не видела Любовь Никитичну праздно сидящей на лавочке: совхозная работа, домашнее хозяйство, огород, пятеро детей. Везде успевала она. Натруженные руки и сейчас не знают отдыха. Много пришлось пережить ей горя: потерю сына Юрия. Ушел из жизни муж Николай Александрович - ее опора и поддержка. А совсем недавно не стало сына Виктора. Но она остается по-прежнему доброй и отзывчивой, хозяйственной и гостеприимной. Гордится Любовь Никитична своими наградами за труд, медалью «Медаль материнства». Но самая большая награда, считает она, - это уважение людей. Радуется своим детям и внукам, которые постоянно навещают ее. Сын Василий живет неподалеку, помогает и поддерживает во всем.

Я побывала у нее в гостях. В доме чистота и порядок, тепло и уютно: мягкая мебель, телевизор, ковры украшают стены и пол, на столе лежит сотовый телефон, по которому она общается со своими дочерьми, проживающими в г.Тюмени. Жизнь продолжается, не жалуется на нее хозяйка этого радушного дома. Но где-то, вскользь, звучат слова обиды, что забывают про них местные власти, рада бы была простой открытке с поздравлением, все-таки юбилей. Она это заслужила. Ведь именно про таких говорят: «Есть еще женщины в русских селеньях!»

Фото из семейного архива

Автор: Р. Осинцева, с.Ю-Плетнево