Медиакарта
18:44 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

Капитан «потаённого судна»

В марте исполняется 110 лет со дня образования подводного флота России.

Однако первые попытки создать подводные корабли предпринимались в нашей стране гораздо раньше.

Так, ещё в 1718 году «потаённое судно» для царя Петра Великого построил крепостной крестьянин Ефим Никонов. В 1834-м генерал Карл Шильдер испытал первый русский подводный ракетоносец, приводимый в движение… гребцами. А чуть позже фотограф Иван Александровский создал вполне работоспособную подводную лодку с пневматическим двигателем. Но всерьёз эти корабли никто не воспринимал. В Русско-японскую вой­ну на Тихом океане была только одна боеспособная подводная лодка – «Кета». Её оснастили двигателем внутреннего сгорания, после чего «Кета» перестала быть собственно «подводной» лодкой, так как могла погружаться в воду только наполовину. Тем не менее она геройски обороняла устье Амура, одним своим видом распугивая японские миноносцы.

Самостоятельным классом боевых кораблей подводные лодки в России были объявлены Приказом по морскому ведомству 19 марта 1906 года. С этого времени судостроительная отрасль страны развивалась очень быстрыми темпами. Уже к 1917 году подводный флот насчитывал 73 субмарины. Но революция остановила строительство.

 Некогда могущественный подводный флот России начал возрождаться только в 1926 году. Тогда на смену старым подлодкам «Барс» пришли «Декабристы». Эти субмарины нисколько не уступали иностранным моделям. Они ходили со скоростью 14 узлов и преодолевали расстояние до 3,5 тысячи миль, были оснащены шестью торпедными аппаратами и вмещали до 53 человек.

К началу Великой Отечественной в Советском Союзе было построено 218 подводных лодок. СССР славился самым большим подводным флотом в мире! Правда, шансов про­явить себя у наших подводников в то время было немного. Во время войны Балтийский флот немцы быстро загнали в Ленинград и Кронштадт, а Финский залив перегородили минами и противолодочными сетями, прорваться через которые нашим подлодкам было просто невозможно…

В атомную эру подводный флот стал настоящим оплотом Советского Союза. Глубины мирового океана бороздили атомные подводные ракетоносцы, каждый из которых мог отправить Америку в каменный век. Их командиры были действительно «первыми после бога». И одним из них был наш земляк Анатолий Попов.

Анатолий Андреевич окончил Заводоуковскую среднюю школу в 1959 году и поступил на радиотехнический факультет Уральского политеха. Через полтора года его в числе десяти лучших студентов перевели в Севастопольское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова. В выпускной аттестации командиры дали курсанту Попову такую оценку: «Имеет твёрдый характер и сильную волю. Легко подчиняет своему влиянию товарищей. С прекрасными способностями и трудолюбием».

Анатолий Андреевич дослужился до командира подводного ракетоносца. Охранял рубежи страны в Северном и Балтийском морях, нёс боевую вахту в Атлантическом и Тихом океанах. Родина по достоинству оценила ратный труд А. Попова: 15 боевых наград, среди которых орден «За военные заслуги».

В 1975 году Анатолий Андреевич окончил с отличием Военно-морскую академию в Ленинграде. Позднее защитил кандидатскую диссертацию, руководил кафедрой ракетного вооружения атомных подводных лодок в Севастопольском военно-морском училище.

Анатолий Попов мог стать… последним советским адмиралом. Документы на присвоение ему контр-адмиральского звания в 1991 году уже ушли в Москву. И даже вернулись, но подписанные самопровозглашённым председателем Постоянного Президиума Съезда народных депутатов СССР Сажи Умалатовой... Так и остался Анатолий Андреевич капитаном 1-го ранга. Капитаном «потаённых судов» российского флота.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ, научный сотрудник музея