Входим в интернат при Каргалинской школе, мысленно рисуем картины серого коридора со множеством дверей… Но нет! За дверями мы увидели светлый холл, комнату отдыха с удобным диванчиком, телевизором, утопающую в цветах.
-- Здравствуйте! – приветливо оборачиваются к нам дети.
Сейчас в интернате проживают 15 детей всех возрастов. Это те ребята, кому трудно добираться в школу из дальних деревень. Подвоз проблематичен из Бобров, Староборовой, Серебрянки. Живут здесь четверо детей и из Усть-Ишимского района Омской области, деревни Красноярки. Пять дней в неделю ребята в интернате, на выходные школьным автобусом едут домой. Легко ли детям без родителей, без домашнего уюта и тепла? Это первый и главный вопрос, волновавший нас, когда переступали порог детского учреждения…
Встретила нас старший воспитатель Людмила Викторовна Ашихмина. Здесь, в интернате, она уже 22 года, и знает всё о жизни ребят.
-- С детьми мне всегда хорошо, -- улыбаясь, говорит Людмила Викторовна. --Трудности тоже бывают, как и везде, но в основном у нас дружно. Когда дети уезжают, особенно на длительные каникулы, – скучаю, очень ребят люблю. И они скучают, звонят. Доверяют самые большие секреты.
Часто старшему воспитателю приходится быть и мамой, и бабушкой, и помощником, и другом. И самое главное для неё – создать дружный, сплочённый коллектив, основанный на доверии и доброте. И это получилось! Но не всё лежит на плечах Людмилы Виикторовны, есть у неё и помощники, сменяющие друг друга в течение суток: С.А. Фомина и Л.В. Русанова. А внутри детского коллектива своя иерархия помощников.
-- У нас в интернате есть комнаты для девочек и мальчиков, ванная, классная, игровая, -- рассказывает староста Надя Корсукова, ученица 10 класса (здесь каждый ребёнок отвечает за свою сферу деятельности). -- Утром мы встаём в 7.30, завтракаем. С 8.00 начинается школьное время. После уроков в школе обедаем, посещаем кружки и секции. В 18.00 ужинаем. Вечером делаем домашнее задание и занимаемся любимыми делами.
Надя Корсукова, кстати говоря, из Красноярки. Дети из соседней области начали учиться в Каргалинской школе и жить в интернате довольно давно. Однажды через Каргалы ехали с Севера вахтовики и остановились в школе отдохнуть – распутье не давало пересечь границу области. Их гостеприимно встретили, показали школу, интернат, напоили чаем. С тех пор омичи всегда просят устроить своих детей именно в Каргалинскую школу, с проживанием в интернате, ведь здесь, на их взгляд, детям комфортно. Директор школы Валентина Васильевна Лотова идёт им навстречу, и если есть свободные места – детей, в основном из Красноярки, с радостью принимают.
-- Я живу первый год в этом интернате, -- продолжает Надя, -- но раньше тоже жила, с 4 класса, в другом. Жить и учиться вдалеке от дома я давно привыкла и не испытываю тоски. Думаю, ранняя самостоятельность только на пользу.
Действительно, ребята в интернате дисциплинированны, аккуратны и… самостоятельны. Им никто не напоминает, что нужно заправить кровать или убрать за собой со стола. В их комнатах чистота и порядок. Процесс выполнения домашнего задания, конечно, контролирует старший воспитатель. В большой классной комнате в определённое время все усаживаются за парты и решают каждый свои задачи. А Людмиле Викторовне приходится быть и математиком, и историком, и филологом, и географом… Дети спрашивают, когда затрудняются в уроках, а старший воспитатель помогает найти верный ответ.
-- Вот только с химией им помочь ничем не могу, -- сетует Людмила Викторовна, -- самой эта наука нелегко в школе давалась.
Сейчас в Каргалинской школе обучаются 115 детей. То есть 15 процентов детей живут в интернате. Когда-то детей здесь было до 35, но раньше и население поселения было больше. Одну из пустующих комнат предоставили учителю английского языка – с жильём для педагогов тоже проблемы на территории, а учителя нужны.
…Живёт интернат своей жизнью – с буднями, праздниками, вечерними разговорами. Семь лет назад здесь был сделан хороший ремонт, и сотрудники интерната вместе с детьми поддерживают помещения в идеальном состоянии. Вот только мебель старовата… Летом здание используют как летний лагерь, на сменах ожидается в этом году 68 человек.
-- Интернат нам просто необходим, -- подытоживает нашу встречу директор Каргалинской школы В. В. Лотова. – Для многих детей интернат – это шанс на нормальную жизнь. Здесь они находят и приют, и заботу, имеют возможность хорошо питаться, посещать кружки и секции, в вечернее время ходить в Дом культуры и в библиотеку, где часто проходят разные мероприятия. Мы стараемся покупать детям новые игрушки. В школе есть приусадебный участок, и на вырученные с продажи овощей деньги их покупаем, кто-то дарит. Телевизор в комнате отдыха – это тоже подарок. Дети стремятся сюда за добротой и вниманием!
В нашем районе осталось всего два интерната при школах – здесь и в Нововяткино. Но согласитесь, они просто необходимы на территориях, где детей трудно доставлять до места учёбы. Интернат – это не отрыв от дома, это для многих хорошая жизненная практика и возможность получить образование и достойное воспитание…
На снимке: из жизни интерната
Фото Т. СУХОВОЙ