Медиакарта
9:09 | 18 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Актуальные проблемы исковой работы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области

Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О политических партиях» предусмотрено право Управления обращаться в суд с исковыми заявлениями о ликвидации (прекращении деятельности либо приостановлении деятельности) некоммерческих организаций.

Предъявление исковых заявлений является одной из действенных мер реагирования на нарушения законодательства РФ некоммерческими организациями. В 2015 году  работа отдела по делам некоммерческих организаций по предъявлению исковых заявлений являлась приоритетной в рамках проведения мероприятий по выявлению некоммерческих организаций, не представивших своевременно ежегодную отчетность и не сообщивших о продолжении своей деятельности в соответствии с поручением Минюста России от 13.07.2015 №11/81695-СГ.

В течение  2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области составлено и направлено в суд 71 исковое заявление, из них: 32 - в отношении иных некоммерческих организаций, в отношении религиозных организаций – 1, в отношении 31 общественного объединения, в том числе 7 региональных отделений политических партий. Удовлетворено судом 35 исковых заявлений. Отказов в удовлетворении административных исковых заявлений не имеется.

При этом следует указать, что с сентября 2015 года действует новый Кодекс административного судопроизводства, которым существенно изменились  требования к исковым заявлениям, порядку его досудебной подготовки – кодекс переложил на административного ответчика, каким является Управление, часть мероприятий по досудебной подготовке – направление копии иска с приложением  документов, которые отсутствуют у ответчика не только самому ответчику, но и третьим (заинтересованным) лицам, представление суду подтверждений о получении ответчиком копии иска. Новые требования по уведомлению административного ответчика приводят к увеличению срока с момента составления административного искового заявления до его фактического направления в суд  - в среднем до 1,5 месяцев (ранее подготовленное исковое заявление направлялось в суд сразу после подписания иска руководителем Управления).

Практика работы по новому КАС показывает, что поскольку теперь установлена обязанность административного истца по уведомлению административного ответчика и иных лиц, участвующих в деле (третьих лиц) о предъявлении искового заявления с приложением копий документов, которые у ответчика отсутствуют,  возрастает финансовая нагрузка истца (Управления) – указанные документы копируются в двух-трех экземплярах (в зависимости от количества лиц в деле), количество листов доходит до 30-50, и данный пакет направляется заказным почтовым отправлением, то есть его стоимость рассчитывается по весу отправления. В случае, если пакет возвращается в Управление с отметкой «истек срок хранения», его необходимо выкупить на Почте России, поскольку в соответствии с ч.7             ст. 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец (Управление) обязан представить в суд доказательства, позволяющие суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов.

         Данное обстоятельство существенно увеличивает нагрузку на административно-хозяйственные ресурсы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области.

         Кроме этого актуальным вопросом остается подведомственность судов по вопросам признания некоммерческой организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из ЕГРЮЛ.

         Статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлены основания обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения (Управление), в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно положениям Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела в порядке ГПК РФ с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

При этом согласно ч.1 ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра. Т.е. в настоящей статье не установлена подведомственность судов рассматривать в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административные дела о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность.

Представляется необходимым использовать аналогию права и внести в ч.1 ст.3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации  соответствующую поправку, добавив  «… рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о приостановлении деятельности, о признании прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица или ликвидации …», что позволит судьям рассматривать вопросы признания общественных организаций прекратившими свою деятельность в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области продолжает составлять и направлять исковые заявления в отношении некоммерческих организаций, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При этом отмечается существенная нагрузка на административно-хозяйственные ресурсы Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Тюменской области. Кроме этого в ходе правоприменительной деятельности встречаются неразрешенные вопросы, которые подлежат скорейшему урегулированию в рамках внесения соответствующих изменений в положения кодекса.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления

Халин В.И.