Дискуссия по этому вопросу давно идёт в педагогических и спортивных кругах российского общества.
Мы же обсуждаем его с председателем шахматной федерации Заводоуковского городского округа Александром Замятиным.
– Прежде чем перейти к положению дел в нашем округе, интересно узнать, говоря словами Остапа Бендера, как далеко двинулась шахматная мысль в провинции?
– Она не просто продвинулась, а торжествует. Примером тому недавняя Всемирная шахматная олимпиада в Ханты-Мансийске, собравшая лучших шахматистов из всех уголков планеты.
Если говорить о пропаганде шахмат, то там же, в столице Югры, открыта академия шахмат. В Тюмени распоряжением градоначальника Евгения Куйвашева уроки шахмат ввели в школах, то же – в детских садах. Значит там руководители смотрят далеко вперёд, думают об интеллектуальном развитии подрастающего поколения. Тем более внедрение шахматной мысли не требует больших затрат. Достаточно купить шахматную доску и шахматные часы.
– Александр Иванович, и всё же, как с этим у нас?
– На сегодня вопрос о введении шахматных уроков в школах или шахматного часа в детских дошкольных учреждениях в нашем округе не решён. Он даже не рассматривался, хотя я был на приёме у заместителя главы администрации округа Надежды Легостаевой и беседовал с прежним председателем комитета образования Ольгой Быковой. А ведь решается он на уровне муниципального образования, было бы желание.
Утешает, что на подходе закон Тюменской области о введении в школьную программу часа шахмат. Надо ожидать и закона федерального, может, тогда дело сдвинется.
Если в ряде российских регионов проводятся уроки православия, то почему бы не обучать в школах и детсадах и этой интеллектуальной игре? К тому же не все дети играют в футбол или иные подвижные игры. Шахматы напротив прививают усидчивость, учат мыслить и анализировать, а это пригодится в жизни каждому.
– Есть и ещё одно немаловажное обстоятельство. Трудно в наших школах, где учатся детишки разных национальностей, преподавать уроки только одной религии. Преимущество же шахмат в том, что они интернациональны. В них играют, независимо от вероисповедования, сословий, имущественного положения, политических убеждений…
– Совершенно с вами согласен. Мы проводили спартакиаду школьников, у нас играли казахи, немцы, татары, русские.
– Тогда ещё вопрос. А кто будет преподавать шахматные уроки, ведь не каждый педагог – шахматист?
– С этим вполне справятся люди со стороны, подвижники этой древнейшей мудрой игры, умеющие в неё играть. И примеры тому есть.
Так, в Падунской школе шахматам ребятишек обучает Фёдор Герберт, не педагог по специальности. Но его попросили, и Фёдор Карлович с любовью занимается с детьми. Результаты налицо! И дети заняты полезным делом, и школа на высоте. В прошлом году на спартакиаде «Белая ладья» падунские школьники заняли 1 место, нынче – второе.
Или, скажем, в Лыбаево приходил в школу местный житель Шафкят Гизатуллин, которого все зовут просто дядя Саша, и увлечённо занимался с детьми. Но, к сожалению, он заболел, однако шахматы в Лыбаевской школе по-прежнему не в загоне. Эстафету подхватила учитель технологии Галина Костенко.
Одним словом, нужны поборники шахмат. Понятно, высот шахматного искусства они не преподадут, но научить азам игры, привить к ней любовь, завлечь – могут всегда.
– А вообще, Александр Иванович, сколько ребятишек в нашем округе увлечены шахматами? Есть такие данные?
– Когда мы в прошлом году проводили спартакиаду школьников, путём опроса выяснили, что более-менее постоянно шахматами занимаются сотни две ребят. Не считая тех, кто, как говорится, пришёл – ушёл. Но двести человек – это, согласитесь, мизер на шесть тысяч учащихся округа. Значит идея шахматных уроков в школах и обучения игре в детских садиках просто обязана быть реализованной в нашем округе.
Беседовал Александр ПАРАМОНОВ