На очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав специалисты ведомств говорили об обучении и социализации детей, обучающихся по коррекционной программе в инклюзивном образовательном пространстве на территории района.
Вот что рассказала И.В.Рязанова, председатель психолого-медико-педагогической комиссии:
-C каждым годом в общеобразовательные школы приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в специализированной помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Каждому ребенку необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности. Формируется установка: к каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья подходить не с позиции, чего он не может в силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся нарушение. Социальная адаптация детей с ОВЗ проходит сложно. Перед школой сегодня стоит непростая проблема: организовать обучение таких детей, чтобы они могли максимально адаптироваться в социуме, реализовать себя в обществе, стать полноценными его членами. Инклюзивное образование позволяет формировать такое образовательное пространство, в котором любой ребенок, в том числе с инвалидностью, включен в образовательную и социальную жизнь. Совместное обучение этих детей в обычном классе способствует развитию важных навыков и личностных качеств.
В школах имеются специалисты, обеспечивающие и сопровождающие процессы образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов (учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, школьная медсестра). Учителя прошли курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специальной психологии и коррекционной педагогике, по инклюзивному образованию. Для ребят с особыми потребностями проводятся коррекционно-развивающие занятия по повышению мотивации, развитию познавательной деятельности, познанию своих личностных особенностей. Во время занятий даются упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания. Восьмиклассники с интересом изучают свои способности и мир профессий, чтобы в будущем правильно сделать свой профессиональный выбор. Дети обучаются навыкам общения, способам саморегуляции, умению анализировать ситуацию и делать правильный выбор.
-Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьей. Основная цель этой работы – помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые могут им понадобиться в процессе воспитания детей с ОВЗ в семье, - добавила И.В.Рязанова. - Консультации, которые проводятся по индивидуальным запросам родителей, помогают решить многие вопросы и избежать ошибок в воспитании. Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Члены КДН рассмотрели и поддержали предложение Ирины Владимировны о проведении в апреле-мае совместных заседаний родительского клуба для родителей детей с ОВЗ, а также конкурса «Путевка в жизнь» - для профориентации выпускников с интеллектуальными нарушениями.