В IV квартале 2015 года должностными лицами правового отдела Тюменской таможни были предоставлены ответы на следующие обращения граждан.
Вопрос
Разъясните порядок пересылки товаров в международных почтовых отправлениях?
Ответ
1. Согласно частям 1, 2 статьи 312 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) к международным почтовым отправлениям относятся посылки и отправления письменной корреспонденции, являющиеся объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза. Пересылка международных почтовых отправлений должна сопровождаться документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.
Согласно части 3 статьи 312 ТК ТС международные почтовые отправления не могут быть выданы операторами почтовой связи их получателям либо отправлены за пределы таможенной территории Таможенного союза без разрешения таможенного органа.
Частью 1 статьи 314 ТК ТС определено, что таможенные операции с пересылаемыми в международных почтовых отправлениях товарами осуществляют таможенные органы, расположенные в местах международного почтового обмена, за исключением товаров:
1. пересылаемых в Российскую Федерацию в адрес физических лиц не для их личного пользования;
2. в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация.
Согласно части 3 статьи 314 ТК ТС отдельная таможенная декларация подается в случаях когда:
- подлежат уплате таможенные пошлины, налоги;
- в отношении товаров применяются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры и соблюдаются запреты и ограничения;
- фактический вывоз товаров с таможенной территории таможенного союза должен быть подтвержден отправителем товаров таможенному и (или) налоговому органам;
- товары помещаются под таможенную процедуру иную, чем таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления.
В соответствии с частью 1 статьи 317 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее ФЗ – 311 «О таможенном регулировании в РФ), статьи 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение) отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из следующих критериев:
- заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации);
- характера и количества товаров;
- частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.
Согласно пункту 33 приказа ГТК России «Об утверждении Правил таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу российской федерации в международных почтовых отправлениях» от 03.12.2003 №1381 (далее – Правила) при установлении предназначения товаров должностное лицо таможенного органа должно принимать во внимание следующие факторы:
а) характер товаров. Учитываются потребительские свойства товаров, традиционная практика их применения и использования в быту;
б) количество товаров в одном международном почтовом отправлении. Однородные товары (одного наименования, размера, фасона, цвета и т.п.) в количестве, явно превышающем потребность одного лица, получающего товары (а также членов его семьи), могут рассматриваться как не предназначенные для личного пользования адресата;
При этом, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 2 Соглашения членами семьи являются супруга и супруг, состоящие в зарегистрированном браке, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка (дед), бабушка (бабка), внуки и нетрудоспособные иждивенцы.
в) частоту пересылки товаров.
Таможенное декларирование товаров, поступивших в МПО, в таможенных органах по месту нахождения получателя осуществляется только тогда, когда таможенным органом в месте международного почтового обмена была установлена невозможность их выдачи в месте международного почтового обмена, а именно: установлены случаи, перечисленные в части 3 статьи 314 ТК ТС. В соответствии с этим сам факт направления МПО таможенным органом, находящимся в месте международного почтового обмена, по месту расположения адресата свидетельствует о том, что в отношении данного поступившего в МПО товара требуется подача декларации в силу наличия обстоятельств, перечисленных в части 3 статьи 314 ТК ТС.
Места (учреждения) международного почтового обмена определяются законодательством государств – членов таможенного союза (часть 2 статьи 317 ФЗ – 311 «О таможенном регулировании в РФ»), приказ ФТС России № 1788, Минкомсвязи России № 258 от 23.09.2013 «О местах международного почтового обмена, являющихся объектами почтовой связи, на территории Российской Федерации», которым определено 21 место международного почтового обмена). В регионе деятельности Тюменской таможни отсутствуют таможенные посты, относящиеся к таможенным органам, находящимся в местах международного почтового обмена.
В соответствии с пунктом 32 Правил в случае несогласия физического лица с решением, принятым в месте международного почтового обмена, заявление физического лица о предназначении товаров (в т.ч. в личных либо иных целях), пересылаемых в МПО в его адрес, рассматривается должностным лицом таможенного органа по месту расположения адресата.
Согласно пункту 61 Правил таможенное декларирование пересылаемых в международных почтовых отправлениях товаров, в отношении которых должна быть подана отдельная таможенная декларация (в т.ч. когда установлено предназначение товара не для личного пользования), осуществляется в соответствии с общей процедурой таможенного декларирования товаров, установленной ФТС России, для таможенного декларирования товаров с использованием декларации на товары с уплатой таможенных платежей.
(Информация предоставлена по состоянию на 15.10.2015 года)
Вопрос
Разъясните порядок вывоза картины с территории Таможенного союза?
Ответ
Согласно пункту 4.5. раздела I Приложения 2 к Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее – Соглашение), в Перечень товаров для личного пользования, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (или) вывозу с этой территории, включены культурные ценности.
В случае если товар (картина) не является культурной ценностью, то он не подпадает по действие Закона РФ от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее – Закон РФ №4804-1). В данном случае вывоз данного товара осуществляется на основании справки (подтверждающей что товар не относится к культурным ценностям и на государственном учете не состоит, и для его вывоза не требуется свидетельство на право вывоза культурных ценностей с территории РФ), форма которой утверждена п. 2 приказа Россвязьохранкультуры от 14 марта 2008 года №117 «О Перечне культурных ценностей, подпадающих под действие Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
Однако если товар (картина) является культурной ценностью, то в соответствии со ст. 7 Закона РФ №4804-1 он подпадает под действие данного закона и его вывоз осуществляется на основании экспертного заключения и свидетельства (на право вывоза культурных ценностей с территории РФ) в соответствии со ст. 18 Закона РФ №4804-1, с Положением о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.04.2001 г. №322.
Дополнительно сообщаем, что для получения вышеуказанных документов (справки, свидетельства, экспертного заключения) и иной информации по данному вопросу Вы можете обратиться в территориальное управление Минкультуры РФ по УРФО: г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д.44А1, тел. 8 (343) 374-24-14.
(Информация предоставлена по состоянию на 30.10.2015 г.).
Вопрос
Разъясните порядок отражения сведений о времени помещения товаров на склад в графе 2 отчета о принятии товаров на хранение (форма – ДО-1)?
Ответ
В соответствии с пунктом 14 Порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах утвержденного приказом ФТС России от 29.12.2012 N 2688 (далее – Порядок), владелец склада временного хранения (далее – СВХ) (лицо, осуществляющее временное хранение товаров в ином месте временного хранения) приступает к исполнению обязанностей после приема - передачи товара в порядке, определенном договором хранения с лицом, помещающим товары на СВХ (иное место временного хранения). Время и дата передачи товаров на хранение указывается в транспортных документах, либо иных документах, предусмотренных пунктом 9 Порядка (транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы).
Согласно приложению №5 к Порядку владельцы СВХ и лица, осуществляющие временное хранение в иных местах, формируют отчетность по форме ДО-1 на основании сведений, полученных ими при приеме товаров на хранение (пересчете грузовых мест, взвешивании и других действиях), и (или) копии документов, полученных в соответствии с пунктом 13 Порядка.
На основании вышеизложенного, лицо, осуществляющее временное хранение указывает в графе 2 документа отчета о принятии товаров ДО-1 дату и время помещения товаров на склад соответствующую отметке на транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) таможенных документах проставленную при принятии товаров на временное хранение.
(Информация предоставлена по состоянию на 18.11.2015 г.).
Вопрос
Необходимо ли наносить пиктограммы и символы, на маркировку упаковки продукции?
Ответ
Согласно ст. 1 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности упаковки» (ТР ТС 005/2011) утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. №769 (далее – Технический регламент ТР ТС 005/2011) требования технического регламента распространяются на все типы упаковки, в том числе упаковочные средства в соответствии с Приложением 5 Технического регламента ТР ТС 005/2011, являющиеся готовой продукцией, выпускаемой в обращении на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения.
При этом, с учетом положений ст. ст. 2, 6 Технического регламента ТР ТС 005/2011, маркировка упаковки (укупорочных средств) осуществляется для обеспечения идентификации и информирования потребителей, путем нанесения на упаковку (укупорочные средства) и (или) сопроводительные документы информации (в виде знаков, надписей, пиктограмм, символов), позволяющей идентифицировать материал, из которого изготовлена упаковка (укупорочное средство), а также о возможности утилизации данной продукции.
Таким образом, маркировка упаковки, в которую помещена продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза, независимо от страны происхождения, должна содержать:
- цифровое обозначение и (или) буквенное обозначение (аббревиатуру) материала, из которого изготавливается упаковка (укупорочные средства), в соответствии с Приложением 3 Технического регламента ТР ТС 005/2011;
- пиктограммы и символы в соответствии с Приложением 4 к Техническому регламенту ТР ТС 005/2011 (рисунок 1 – продукция, предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 2 – продукция для парфюмерно-косметической продукции, рисунок 3 – продукция, не предназначенная для контакта с пищевой продукцией, рисунок 4 – возможность утилизации использованной продукции – петля Мебиуса).
(Информация предоставлена по состоянию на 18.11.2015 г.).
Вопрос
Обязательно ли уведомление таможенного органа об уплате НДС за счет комитента и обязательно ли предъявлять таможенному органу договор комиссии?
Ответ
Исходя из содержания подпункта 2 пункта 2 ст. 181, ст. 186, п. 1 ст. 188 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) декларирование товаров производится декларантом, сведения о котором подлежат указанию в таможенной декларации. В соответствии со статьей 183 ТК ТС подача таможенной декларации сопровождается представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения, в том числе о декларанте, документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов, документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров; документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей, а также прочие документы, перечисленные в статье 183 ТК ТС.
В соответствии со ст. 186 ТК ТС при наличии внешнеторговой сделки с участием лица государства – члена таможенного союза обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров, включая декларирование, возлагается на лицо, заключившее внешнеэкономическую сделку (комиссионер) либо от имени (по поручению) которого эта сделка совершена (комитент).
Учитывая изложенное, а также то что таможенному органу не известны условия внешнеэкономической сделки, при осуществлении декларирования комиссионером договор комиссии должен быть, предоставлен, а при его не представлении он может быть запрошен таможенным органом при совершении таможенных операций, в том случае если будут основания полагать, что он влияет на сведения, заявленные в декларации, в том числе на заявленные таможенную стоимость, льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов и прочее.
В соответствии со статьей 79 ТК ТС, статьей 114 Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 2010 года №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее - Закон от 27.11.2010г. № 311-ФЗ) плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств – членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Соответственно, лица указанные в графе №14 декларации на товар будут являться плательщиками таможенных пошлин, налогов.
В соответствии со статьей 90 ТК ТС, статьей 147 Закона от 27.11.2010г. № 311-ФЗ возврат уплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется таможенными органами только плательщикам данных платежей.
В случае обращения налоговых органов о подтверждении уплаты НДС по декларациям на товары, таможенным органом будут предоставлены сведения об уплате НДС фактическим плательщиком, указанным в платежном поручении.
Запрашиваемая информация в части касающейся приема документов к вычету НДС относится к компетенции налоговых органов и в связи с этим необходимо обратиться в Федеральную налоговую службу России.
(Информация предоставлена по состоянию на 26.11.2015 г.).
Вопрос
О разъяснении изменений Решения Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 6 октября 2015 года №131?
Ответ
Согласно п.8 Положения о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств гражданского назначения, в том числе встроенных либо входящих в состав других товаров (далее – Положение), помещение радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств под таможенные процедуры переработки для внутреннего потребления, переработки на таможенной территории, временного ввоза (допуска) осуществляется при представлении таможенному органу заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года №45 «О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и методических указаниях по его заполнению».
Согласно распоряжению Правительства РФ от 23 сентября 2010 года №1567-р федеральными органами исполнительной власти, уполномоченным на выдачу разрешительных документов для ввоза РЭС и ВЧУ, включенных в раздел 2.16 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, являются Роскомнадзор, Минобороны России и ФСО России, в части своей компетенции.
В соответствии с пунктом 17 Положения предусмотрено, что заключение (разрешительный документ) выдается при представлении заявителем в уполномоченный на выдачу заключений (разрешительных документов) орган государства-члена Евразийского экономического союза следующих документов и сведений:
- проект заключения (разрешительно документа), оформленный в соответствии с методическими указаниями по заполнению единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийской экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденными Решением Коллеги Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года №45;
- информация о ввозимых радиоэлектронных средствах и (или) высокочастотных устройствах (наименование, тип, модель, страна-изготовитель, технические характеристики (полоса радиочастот, шаг сетки частот, мощность передатчика, тип или вид модуляции радиосигнала).
Порядок рассмотрения заявлений о получении заключения (разрешительного документа) и порядок его выдачи определяются органом государственной власти государства-члена Евразийского экономического союза, осуществляющим его выдачу, либо органом государственной власти, к полномочиям которого отнесены функции по регулированию в соответствующих сферах деятельности.
Также разрешение Управления радиоэлектронный борьбы ВС России, в случае если оно соответствует установленной форме, является заключением (разрешительным документов), выданным уполномоченным органом так как Министерство обороны РФ уполномочено на выдачу разрешений, в части касающийся, по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года №45.
Дополнительно сообщаю, что приказом ФТС России от 26 мая 2015 года №998 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров» таможенным органом предписано не требовать представления заключений (разрешительных документов) на ввоз на территорию Таможенного союза радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, в том числе входящих в состав других товаров, включенных в раздел 2.16 перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, выданных Минобороны России по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года №45, при наличии в информационных ресурсах Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов сведений о заключениях (разрешительных документах) с сохранением требования об указании их номеров в декларации на товары в установленном порядке.
(Информация предоставлена по состоянию на 26.11.2015 г.).