У её тружеников нет времени на перекуры
С появлением дорог появились и люди, отвечающие за их состояние. За последнее столетие стала более совершенной техника, изменились технологии, а люди и в стужу, и в зной, как и прежде, трудятся на дороге.
Один из участков Тобольского ДРСУ ОАО «ТОДЭП» базируется в Бизино. На территории, простирающейся на десятки километров, трудятся семь человек. Они отвечают за всё: от сбора многочисленного мусора, банок и бутылок, выбрасываемых из проезжающих машин и оставляемых селянами, до обеспечения без-аварийной обстановки. Местные дорожные рабочие, будь то убелённый сединами мужчина или молодой человек, душой болеют за своё дело и не делят работу на «твою» и «мою».
Все работают в одной команде. О каждом из своих подчинённых дорожный мастер Владимир Васильевич Берендеев, 32 года отдавший этой работе, может сказать много добрых слов. Рядом с отцом уже пять лет младший сын Василий. С 1997 года трудится на участке Сергей Викторович Чертков. Пять лет в бригаде Пётр Генрихович Кольц. А Анатолий Александрович Смирнов скоро отметит 60-летие, но крепкий мужчина на заслуженный отдых не собирается.
Лёгких сезонов у дорожников не бывает: зимой работа, что называется, валится с неба. Их ждут везде и ворчат порой:
- Не выйти-не выехать, а они не спешат...
Спешат, но очень уж велика территория. А летом работа другая. Надо привести в порядок столбики, дорожные знаки, где-то и ремонтными работами заняться, мусор придорожный собрать и вывезти.
Перед профессиональным праздником мы застали тружеников дороги за ямочным ремонтом в Бизино. В.В. Берендеев рассказывает:
- Начали работу у моста. Вроде работы не так много, но приходится часто переезжать от одной ямки к другой. 10 тонн асфальта до конца дня нужно положить. Отдыхать некогда, поторапливаемся – застывает он быстро.
Изменилось и техническое обеспечение дорожных участков. Если раньше рабочие придумывали устройства, чтобы облегчить свой труд, то теперь в их распоряжении другая техника. Ведут, скажем, ямочный ремонт дороги. Асфальт привозят со своего завода качественный. В прежние годы ямки долбили вручную, а теперь эту работу сделает фреза; трактор МТЗ щёткой выметет размельчённый асфальт, а свежий за несколько минут уплотнит не громоздкий каток, а компактная ручная виброплатформа. В проведении этих работ местным рабочим помогает бригада профессионалов, которые знают все тонкости дела.
Говорят, в России дороги плохие. Тут дорожные рабочие не соглашаются: каждый метр пути ими пройден множество раз. Теперь и в деревнях асфальт.
Нынче в Масловой дорогу отремонтировали, теперь молодёжь гоняет, а старики просят дорожников, чтобы те поставили знак ограничения скорости. Только знак там не положен.
Требования к качеству работы повышаются. Как ни стараются рабочие, приводя в порядок вверенную территорию, работы меньше не становится. Завтра они снова выйдут на дорогу, а это значит, всё на ней будет под контролем.
Елена ТЯН, фото Тимура КАрЫМОВА