Музыкальный спектакль стал последней премьерой на старой сцене
Всё как в старой песне: «Это было недавно, это было давно». 17 ноября 1915 года в венском «Иоганн-Штраус театре» состоялась премьера оперетты «Королева чардаша». Минуло 95 лет, вместивших в себя две больших войны и несколько революций, и 14 октября 2010 года в Тобольском драматическом театре имени Петра Ершова дана была премьера музыкального спектакля «Да здравствует любовь!»
И закружились пары в неувядающем вальсе, и раздались знаменитые ариетки про «частицу чёрта в нас», и зрители хлопали в такт игривым куплетам Бони и Стасси. И роковая женщина Цецилия вновь рванула свой великий чардаш, сводя с ума воинственного Генерала, князя Леопольда, забавного Миксу и остроумца Ферри. И Эдвин вновь объяснялся в любви Сильве, а она…
Впрочем, кому же не знаком сюжет оперетты «Сильва». Той самой – многократно экранизированной, той, что является непременным «гвоздём» репертуара всякого, мало-мальски уважающего себя театра музыкальной комедии.
Стоп! У нас здесь возникла некоторая путаница с названиями. А что вы хотели – 95 лет, войны, революции… Да, первое название оперетты, созданной в Австро-Венгрии, – «Королева чардаша» (или «Княгиня чардаша»). В России её поставили в разгар первой мировой и в патриотическом угаре наспех переименовали в «Сильву» (хорошо ещё, что не в «Прасковью Ивановну»).
И вот уже в XXI веке драматург Алексей Козырев адаптирует легендарную оперетту к исполнению драмати-ческими артистами и на-зывает её «Да здравствует любовь!», отчасти вос-становив историческую справедливость. Ведь именно так называлось когда-то либретто Лео Штайна и Белы Йенбаха, предложенное Имре Каль-ману.
Впрочем, довольно истории – на сцене-то лихо резвятся красотки кабаре, творится весёлая сумятица, рассыпаются направо и налево признания в любви и прочие милые глупости.
Перед постановщиком Евгением Ланцовым стояла непростая задача. Ведь при некоторой схожести профессии, артисты драмы и музкомедии работают, руководствуясь различными принципами, и способы их существования на сцене противоположны. В оперетте всё должно быть выпукло, крупно, едва ли не чрезмерно – здесь нет места полутонам, полувзглядам и внутренним монологам. Выстраивая свой спектакль «по мотивам оперетты», режиссёр усилил драматическую линию, чуть обострил конфликт, минимизировал кордебалет, оставив при этом практически все вокальные номера.
Фразу «Они ещё и поют!», подслушанную в антракте в фойе, оставим на совести девушки, восхищённо её (фразу) произнесшей. Те же, кто регулярно посещают спектакли и творческие вечера с участием артистов ТДТ, хорошо знают – голоса в нашем театре есть (и какие голоса!). И пусть не все артисты «купались» в своих партиях, но в целом эксперимент по созданию музыкального спектакля стоит признать удачным. Отмечу ещё, что этой удаче во многом способствовала работа звукорежиссёра Дмитрия Шевелёва, создавшего авторские инструментальные фонограммы на популярные музыкальные темы.
А напоследок я скажу… О том, что музыкальный спектакль стал последней премьерой на старой сцене. Прощание получилось ярким и чрезвычайно весёлым. Да-да, весёлым. Потому, как несмотря ни на что, Да здравствует Любовь! Да здравствует Театр!
Дмитрий Карасиер
Дмитрий Алфёров (фото)