Медиакарта
1:15 | 7 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Он там, позади, тот жестокий апрель...»

17:49 | 27 апреля 2016
Источник: Слава труду

26 АПРЕЛЯ – 30 ЛЕТ СО ДНЯ АВАРИИ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС

Уже 30 лет прошло с момента крупной техногенной катастрофы ХХ века – аварии на четвёртом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции. Для того чтобы вспомнить события той страшной поры, узнать новые факты педагоги Аромашевской школы Т.И. Володина и С.В. Степанюк провели для ребят классный час, на который пригласили В.Ф. Рябченко – одного из девяти участников по ликвидации аварии, проживающих сейчас в Аромашевском районе.

Начиная мероприятие, Татьяна Ивановна Володина спросила у собравшихся в зале школьников, что они знают об аварии на Чернобыльской атомной станции? Пожалуй, немного. Правды не знает никто. Современные средства массовой информации пестрят различными статьями, видеосюжетами, рассказами об отдельных фактах этой трагедии, каждый новый участник газетной статьи или видеорепортажа предлагает свою версию случившегося. Порой эти версии прямо противоположны друг другу. По разным данным, в ликвидации аварии участвовало около 600 тысяч человек. Точное количество жертв техногенной катастрофы тоже не называется.

Светлана Викторовна Степанюк, представив гостя классного часа, предложила ребятам задать интересующие их вопросы Василию Фёдоровичу. Отвечая на них, В.Ф. Рябченко рассказал, что в Чернобыль он попал 19-летним, когда проходил срочную службу в химических войсках. Их полк стоял в Минске, рано утром 26 апреля 1986 года по тревоге их подняли, организованная колонна своим ходом выдвинулась в зону аварии. За сутки прошли более тысячи километров.

– Понимали ли вы, куда вас отправляют? – задали вопрос из зала.

– У нас не было отказа. Страшно, когда знаешь, что такое радиация. Я знал об этом всё. Конечно, нас обо всём не предупреждали, но ничего....

Ответ Василия Фёдоровича на вопрос о количестве времени, проведённом им в зоне радиоактивного заражения, скажу честно, поверг меня в шок:

– Я был полгода там, некоторые ребята были и по году. Защитной спецодежды, честно сказать, у нас не было. Просто каждый день переодевали в обработанную одежду, радиоактивный фон никто не проверял у солдат-срочников. Командировочных, которые получали свою дозу облучения, отправляли домой. А мы и сейчас не знаем, какую дозу радиации получили.

Продолжая свой рассказ, ликвидатор аварии отметил, что поначалу было очень тяжело, пить, есть было больно – воспалялась щитовидная железа. Потом привыкли. Кормили, по словам Василия Фёдоровича, очень хорошо, ведь организм работающего в зоне заражения должен быть очень крепким.

– Город Припять на тот момент был очень красивым. Зрели фрукты, везде зелень, цветы, – говорит В.Ф. Рябченко, – люди бросили всё, мародёрство было страшное. В деревни нельзя было войти – собаки бросались. Всех заражённых животных пришлось истребить, свезти в могильники.

Пока участник ликвидации аварии рассказывал о днях, проведённых в зоне заражения, в зале стояла тишина. Школьники внимали словам Василия Фёдоровича, что-то обдумывая и анализируя. В завершении беседы В.Ф. Рябченко пожелал ребятам никогда не знать в жизни таких страшных дней, которые случились в далёком уже 1986-м.

Автор: Александр НИКОЛАЕВ