Медиакарта
14:26 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

Фестиваль «Ноль Плюс» в гостях у Аромашево

• Александр Школенко: «Наш передвижной кинотеатр пропагандирует фильмы о добре, дружбе».
13:57 | 04 мая 2016
Источник: Слава труду

В конце апреля районный центр с передвижным кинотеатром посетили организаторы фестиваля детско-юношеского и семейного кино «Ноль Плюс». На четырёх площадках Аромашево был устроен показ анимационных, художественных и документальных короткометражных фильмов. В районном Доме культуры малыши с радостью на большом экране смотрели добрые, позитивные мультфильмы, в клубе «Капустник» сначала для детей средних классов были представлены разной направленности киноленты, следующий показ с уже своей подборкой из фильмофонда фестиваля смотрели педагоги, и вечером в Аромашевской школе родители познакомились с семейным кино как средством воспитания.

МИССИЯ КИНОФЕСТИВАЛЯ

– Мы, как Федерация современного искусства и как организаторы Международного фестиваля «Ноль Плюс» из Тюмени, решили, что в каждом районе следует использовать свой фильмофонд. В течение двух лет мы отбирали ленты, ориентированные на общечеловеческие ценности: дружбу, семью, труд, творчество, акцентирующие лучшие человеческие качества: доброту, дружелюбие, уважение, взаимовыручку. Акцент делается на обучение осмысленному кинопросмотру: анализу увиденного, определению ценностного содержания, выделению зрителем главного и актуального для него. В прошлом году из 2 000 работ мы выбрали всего 100 фильмов. На фестивале есть возможность проявиться молодым авторам, причём не только российским, – рассказала учредитель Федерации современного искусства, организатор кинофестиваля «Ноль Плюс» В.К. Пахомчик.

Вера Константиновна отметила, что тематика киноподборок для показа может быть разная. Например, для педагогов – это семейные ценности, патриотическая направленность, культура нации. В 2016 году совместно с Департаментом образования у фестиваля появилось новое направление «Кинопедагогика».

– Выстраиваем связь со школами нашей области. Можем приехать отдельно и провести тематический семинар для учителей. Для их воспитательно-образовательной деятельности у нас много фильмов. Оставляем каталог и по заявкам на бесплатной основе предоставляем понравившиеся работы. Наша цель – сформировать широкий фильмофонд, в котором было бы добро, позитив, сотворчество. Мы хотим радовать детей, чтобы после осмысленного просмотра мультика ребёнок что-то светлое для себя открыл, чтобы на его личике появилась улыбка. Раньше в советское время специальная идеология в воспитании была, и через доброе кино со смыслом формировался положительный образ. Сейчас готовим третий кинофестиваль. Наша цель, как общественной организации, вместе с органами власти, нас поддерживают депутаты, Общественная палата Российской Федерации, и, конечно же, со СМИ донести, что кино – это мощная сила. Миссия кинофестиваля «Ноль Плюс» состоит в том, чтобы обеспечить доступ детей, подростков, семей к фильмам и мультфильмам со всего мира, направленным на развитие человека добрым и созидательным, – заключила организатор.

ОСОЗНАННЫЙ ПРОСМОТР КИНО

В зале «Капустника» не было свободных мест. Наставники школьников среднего звена подготовили ребят, и они уже со знанием дела пришли на кинопоказ «Ноль Плюс». Ведущий – руководитель по связям с общественностью фестиваля Александр Школенко представился и сразу вовлёк детей в тему своеобразного киноурока:

– Ребята, скажите, что за мероприятие у нас сейчас будет?

Послышался хор детских голосов: «Фильмы покажут, и потом их будем обсуждать». Гость из Тюмени рассказал про передвижной кинотеатр, в репертуаре которого разные картины для детей о профессиях, о культуре, о природе. Просмотр фильмов проходит в формате обсуждения увиденного. Поинтересовался у ребят:

– Для чего обсуждать? У кого есть опыт после совместного просмотра кино делиться впечатлениями, дискутировать с родными, братом или сестрой?

Зал мгновенно отреагировал: отовсюду стали доносится ответы: «Обсуждать, чтобы понятнее был смысл фильма», «Веселее, когда общаешься, делишься эмоциями», «Да! Общались после показа с родителями», «Было такое – обсуждали». Аудитория подобралась активная, раскрепощённая, с удовольствием отвечали на разные вопросы ведущего, касающиеся в том числе жанров и видов кино. Узнали, что киноленты могут быть коротко- и полнометражные, художественные, документальные, анимационные. По жанрам: комедии, драмы, фэнтези, боевики, исторические, детективные и другие. Говорили и о важности выделять главных, второстепенных героев, для чего следует подмечать детали, ведь они точнее раскрывают образы. Договорились, что после каждого просмотра совместно определять главное в ленте, в чём её смысл и польза. Дети дружно хором подтвердили, что готовы к просмотру и обсуждению.

Свет приглушили. На экране появились первые кадры. Собравшимся был представлен мультфильм «Пык-пык-пык». Как я поняла из разговора с организаторами фестиваля, данный анимационный фильм универсальный, для разной аудитории. Здесь патриотичность выражена через любовь к природе, понимание, как важно её оберегать. Мультфильм показывает, как человек, вторгаясь в природу, нарушает её гармонию. С помощью ритмичной музыки и яркого рисунка с юмором обыгрываются проблемы экологии. Зал периодически взрывался от хохота, дети сопереживали мультипликационным героям: птичке и муравьям, которые объединились в борьбе с лесорубом. Дружные овации послышались в конце просмотра. Затем все обсуждали то, что понравилось, на что обратили особое внимание, выделили положительных и отрицательных героев, детали, попытались объяснить смысл киноработы, в итоге учились культуре совместного просмотра фильмов.

Следующим ребята и их наставники увидели мультфильм «Про маму». По средствам выражения он отличался от предыдущего: кинорежиссёр его задумал словно нарисованным детской рукой чёрным карандашом на белом листе. Школьники это отметили, и такой «образ раскраски» им приглянулся, минималистичность также была оценена юными зрителями. С ведущим выяснили, что такие мультики также имеют место и интересны, а не только яркие и в 3D-формате. Здесь дети сразу уловили главное – как мама самоотверженно заботится о своих детях и отметили, что для них главные герои в жизни – их родители.

Фильм о выборе – «Пожарник» – аудитории также понравился, особенно интриговало детей появление в нём волшебника, исполняющего желания мальчика Саши в новогоднюю ночь. Кинолента с глубоким смыслом: как важно определить главное желание, сделать правильный выбор в профессии, да и в целом в жизни, чтобы быть счастливым. Стать пожарным, как папа, погибший при исполнении и, как предвещал волшебник, спасти в огне свою будущую жену или загадать стать миллионером, но судьбоносная встреча с любимой в этом варианте не предусмотрена – вот какие мысли одолевали главного героя. Школьники делились, кем бы хотели стать. В зале оказались будущие лётчики, инженеры, адвокаты, программисты, модели, дизайнеры и даже – президент страны.

Одним из полюбившихся для присутствующих на кинопоказе стал фильм «Принцесса цирка». Это рассказ о дружной семье циркачей, о том, как семерым братьям предстояло выбрать имя новорождённой сестрёнки. Очень тёплый, позитивный фильм, погружающий зрителя в водоворот удивительных фантазий, превращений. Дети сразу прочувствовали лёгкость, доброту, юмор киноленты. Фильм о семейных ценностях. Следующую картину о мечте «Космос без границ» дети, может быть, уже устав, не прочувствовали. Им показался сложным для осознания, вроде бы простой по содержанию, фильм о том, как мальчик с детства мечтал стать космонавтом. Через экскурс в прошлое уже взрослый мужчина-космонавт рассказывает с экрана о том, что необходимо стремиться к своей мечте, мысли – материальны.

Кинопоказ закончился оживлённо. Пятиклассники Рома и Стас отметили, что мероприятие им понравилось, любят смотреть фильмы, поделились тем, что запомнился фильм «Принцесса цирка» и мультфильмы. Отмечу обратную сторону события, оно выявило, что с культурой просмотра было сложновато: дети, порой, не замечая ведущего, выходили и входили в зал, разговаривали не совсем в тему, и было видно, что размышлять особо им не хотелось, не приучены. Но, как объяснил Александр Школенко, пусть и трудно было сегодня собрать аудиторию, не было концентрации, но даже если пара ребят ответила, чем им было полезно это событие, что научились выделять главное и поняли, как нужно осмысленно смотреть кино, – то уже результат есть. В любом случае, дети познакомились с таким форматом кинопоказа, поняли, что фестиваль может быть и на селе.

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КИНО

Специальные программы были подобраны для педагогов и отдельно для родителей. Организаторы рассказывали, как можно использовать кино для воспитательно-образовательной работы. Акцент в данном случае – на аналитическом мышлении. Показали, как можно адаптировать тот или иной фильм к урокам и определённым мероприятиям, будь то День Победы, Праздник детства, ведь в фильмотеке фестиваля много направлений: профориентация, культура наций и народов России, жизнь и спорт, экологические фильмы и кинокартины про Великую Отечественную войну. После просмотров, общаясь с педагогами, заметила их заинтересованность в киноматериале для своих уроков. Заместитель директора Аромашевской школы по воспитательной работе Л.В. Кейль отметила, что школа будет запрашивать из фильмофонда фестиваля мультфильмы и кино для совместного просмотра с ребятишками и в помощь педагогам для их мероприятий.

– Что сейчас показывают по телевизору? Мало фильмов для сердца и ума. Благодаря «Ноль Плюс» мы увидели другое кино – современное, доброе. Оно может объединить детей и взрослых. Сейчас мало читаем, особенно с ребятами, совместный просмотр фильма, обсуждение его поможет найти общий язык, решив, порой, проблему «отцов и детей». Мы, взрослые, должны сориентировать детей, направить к доброму и светлому кино, – заключила Лилия Васильевна.

Замечу, что после просмотра кинолент с родителями, сложилось впечатление, что взрослые разучились видеть позитивное, почему-то фокусируются на чёрно-белые полосы жизни, там, где дети видят другое – разнообразие, лёгкость и юмор. Некоторые родители решили, что мультфильмы фестиваля детям будут не интересны: «Им роботов, цвета подавай», ребята же с удовольствием и пониманием смотрели мультипликационные работы талантливых кинорежиссёров. Есть над чем задуматься в плане культуры просмотра и принятия даже этих жизнеутверждающих фильмов. Важно видеть глубину картины, понимать, что хотел сказать художник. В этом и заключается осмысленность кинопросмотра.

Скоро на сайте фестиваля появится возможность смотреть онлайн фильмы. Педагоги и родители могут выбрать кино для просмотра на уроке или в семье на интернет-порталах: нольплюс.рф, vk.com/zeroplusff.

В мире информации, порой, агрессивной, уводящей от истинных ценностей, важно находить кино созидательного содержания. Фестиваль «Ноль Плюс» несёт доброе кино.

• Фильмы от фестиваля «Ноль Плюс» для детей обучают культуре осмысленного просмотра, заставляют зрителей улыбнуться.

Фото: автор

Автор: Марина МИХАЙЛОВА