Медиакарта
19:14 | 20 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Босоногое детство

Вокальную группу «Орловские мадонны» знают не только односельчане, но и многие жители района, ведь она уже на протяжении долгих лет удивляют народ своим богатым репертуаром: поют о жизни, любви, родном крае, и, конечно же… войне, о которой знают не понаслышке. Среди этих седовласых красавиц есть замечательная женщина - Руфима Федотовна Савельева, детство которой пришлось на суровые военные годы… Она, как и многие другие армизонцы, вдали от линии фронта ковала победу и вносила не менее значительный вклад в общее дело, борясь за мир на родной земле…

- Родилась я в селе Орлово, в 1935 году, - начала свой рассказ Руфима Федотовна. – И когда началась война, мне было всего шесть лет… 

Моя героиня вспоминает, как орловчане в тот день праздновали «Девятскую»… Когда на берегу озера собрался «сабантуй», а сельчане пели и радовались, по радио объявили, что началась война! Веселье сразу затихло, все разъехались по домам… 

- На следующий день папа, как председатель, развозил мужчинам и молодым парням повестки на фронт, а потом пришла повестка и на его имя, - продолжила моя собеседница. - Хорошо запомнила, как папочка с нами прощался... Крепко обнял, а потом подошел к зыбке, поцеловал младшенького, одел тулуп, сел в телегу и с другими призывниками отправился в путь… 

Маме пришлось туго с нами, ведь каждого нужно было накормить и одеть…

В общем, детства своего я так и не видела, потому как приходилось с утра до вечера трудиться в колхозе: веяла на полях зерно во время уборки, полола пшеницу… Летом трудилась, а зимой училась… Однажды пошла в школу с босыми ногами и деревянной сумкой, которую мне дед сколотил вместо рюкзака. Мама раздобыла какую-то тряпицу и пошила юбку с рубахой… Представьте - нас надо было пятерых одеть! Писать тоже нечем, поэтому делали чернила из свекольного сока или сажи. Гусиным пером на старой бумаге старались выводить буквы… Вот такое мое детство, дочка! Бывало, что выходила с другими ребятами во двор поиграть. Кукол сами мастерили из ненужных тряпок… А вы знаете - мы даже из коровьего мочевого пузыря надували шары, а мячи катали из коровьей шерсти… 

Так и жили они, каждый раз с нетерпением ожидая почтальона, в надежде, что он принесет им весточку с фронта. И Федот Петрович писал, узнавая о здоровье, интересовался, как живет село… А однажды получили известие, что он лежит в госпитале, так как фашистская пуля попала в руку. Обещал, что скоро поправится и снова пойдет в бой, а домой вернется живым и невредимым… Однако не суждено было сбыться мечтам о счастливом возвращении... В скором времени его сослуживец сообщил, что хозяин семьи ушел в разведку и не вернулся… По сей он считается пропавшим без вести.

- Тогда нашей семье и вовсе туго стало… - с болью в сердце вспоминает Руфима Федотовна. – Помню, как все ученикам задавали домашнее задание. А какая учеба, если работы полон двор! Приходилось только по 20 коромыслов воды во двор носить с озера. Мама на ферме робила… Уходила рано утром, а возвращалась поздно ночью, а то и на дежурстве на сутки оставалась. Поэтому приглядывал за нами мой дед, который и с управой помогал…

Во время войны в нашей избе жили трактористы из близлежащих деревень… Спали вповалку на полу и палатях. Без одеял и подушек. Нечего было нам им предложить… Да что говорить - мужики сами видели, как тяжело. Поэтому, если в колхозе им дадут сколько-то хлеба в день, так они нам его отдавали, а сами утром голодными на работу шли… Есть-то нечего! В пищу шло все: крапива, лебеда, корни от камыша… Ходили по полям, копали мерзлую картошку, из которой получались вкусные лепешки. А жарили их в печке на тракторной отработке. Втихушку колоски собирали - за это раньше могли из школы исключить… Строго с этим было! Но есть захочешь – пойдешь!

Маму жалко было. Она, бывало, принесет с работы 200 грамм хлеба, посадит всех за стол и разделит поровну на пятерых… А сама не ест. Хоть и держали корову, а молока все равно не хватало. Поэтому приходилось хлебать его ложками… Иногда на ужин на углях пекли лепешки.

Эх… Вот так и жили… Внуки и правнуки до сих пор спрашивают: «Баба, да неужели это правда? Как же вы выжили?» А вот так и выжили! Одно радует, что потомство наше растет и приумножается. Только лишь бы они никогда не видывали того, что пришлось пережить нам…

Автор: Ольга ГЕРАСИМЕНКО