А всё война! Проклятая война!
И от войны от той в судьбе – заплата!
А мы должны все помнить имена
И дедов всех своих и земляка-солдата!
Великая Отечественная война. С этим событием связан, наверное, каждый дом в нашем поселении. Ведь на фронт ушёл 301 человек, а вернулось всего – 64. Не пришёл домой и наш односельчанин – Степан Сырников, он погиб в 1941 году в страшной мясорубке под Смоленском. В школьной энциклопедии «История России. ХХ век» записано: «Группа армий «Центр», разгромив Западный фронт Красной Армии и заняв Минск, двинулась на Смоленск. Здесь в июле она столкнулась с подошедшими свежими силами Красной Армии. Завязались тяжёлые бои, которые длились месяц. Германские войска были лучше подготовлены и имели перевес в авиации и танках». В ходе Смоленского сражения под Оршей советские войска впервые применили ракетную артиллерию, легендарные «Катюши», что вызвало панику противника, а операция под Ельней впервые за тяжёлые месяцы войны носила наступательный характер и закончилась полным разгромом 10 танковых и пехотных дивизий неприятеля. Но всё-таки в середине сентября Смоленск пал, и остались там, на поле боя, тысячи русских солдат, среди которых был и наш земляк Степан Сырников. Вечная ему память!
Дорофей Сырников (1926 года рождения) – сын Степана Сырникова. С этим человеком тоже связана военная страница истории России и истории нашего села.
Когда Дорофей учился в школе, а учился он хорошо, проявил себя как талантливый мальчик: хорошо рисовал, был очень весёлым и остроумным ребёнком. В 16 лет он отправился на фронт. В первом бою с ним рядом были такие же 16-17-летние мальчишки, не смотревшие ещё смерти в лицо, воспринимавшие всё как игру. Командир предупредил, что нужно идти тихо, так как противник рядом, а они, по сути, ещё дети, шли и разговаривали. И тут началось… Немцы. Ракеты. Стрельба. Страх… Фашисты ринулись на ребят со штыками. Дорофея оглушило снарядом, и он упал под дерево. Сколько там пролежал, не знал, а когда, очнувшись, дополз до своих, оказалось, что потерял шинель. Строгий командир приказал вернуться за нею, и юноша пополз… Снова стрельба, взрывы, контузия и всё… И если первые два месяца от него домой систематически ходили письма, то потом на целых полтора года над домом нависла неизвестность.
В 1944 году в Коркино пришло письмо от пожилой женщины, которая выхаживала молодого солдата. Та сообщила о ранении и контузии, о том, что Дорофей ничего не помнил, и только теперь начал вспоминать: откуда он, и что с ним произошло. Только в 1945 году вернулся Сырников домой. Былого веселья в глазах как не бывало. Это был искалеченный человек, больной и душой, и телом. Ещё почти девять лет страдал он от боли. Однажды даже хотел вскрыть себе вены, но родные не дали случиться трагедии... Умер он в Свердловской больнице в 1954 году, так и не излечив свои раны. Вот какую беду принесла война в семью Сырниковых.
Об этом я узнал из материалов школьного музея.