В Сибири не было войны, но бесконечны павших списки.
В Сибири не было войны, но в каждом парке обелиски.
Сибирь, кормившая страну, ждала нас, мучась и печалясь.
Из ста, ушедших на войну, всего лишь трое возвращались.
В Сибири не было войны, но ширилась Сибирь полками,
И лучших воинов страны с тех пор зовут сибиряками.
И.Краснов
Много испытаний легло на плечи русского народа. Можно только удивляться и восторгаться силе духа и воли тех мужчин и женщин, которые прошли эти тяжелейшие лихолетья нашей страны. Особенно сибиряки, не сломались, а сохранили тот стержень русского характера.
История страны - это и история моих предков, значит, и частичка моей жизни, а ее надо знать хорошо!
В далеком 1939 году из Омутинского района на советско-финскую войну было призвано немало молодых парней. Среди них были и мои два деда - Василий Терентьевич Яковлев и Василий Кузьмич Бетехтин. Здесь они познакомились, вместе воевали, демобилизовались в 1940 году и разъехались по домам. Василий Кузьмич уехал к семье в деревню Томская, а Василия Терентьевича ждала семья в Омутинке.
Недолго Василии радовались семейному счастью. Снова встретились в суровые дни 1941 года на призывном пункте, и снова поезд мчит защищать Родину. Василию Терентьевичу Яковлеву исполнилось тогда 30 лет, и попал он в «мясорубку» Ленинградского фронта. Воевал полтора года, комиссовали по ранению, сильнейшая контузия, постоянные головные боли. Дедушка мне рассказывал, что столько горя, крови и грязи он в жизни не видел. Не любил много говорить, отвечал, что даже вспоминать больно. С фронта пришел коммунистом, подлечили - и на трудовую передовую. И вот Василия Терентьевича отправляют председателем колхоза имени Свердлова в деревню Савинова. Вся семья рядом: жена - Евдокия Ивановна (в девичестве Кухтикова) и четыре дочери, а вскоре родилась и пятая, Галина (1949г.).
А Василий Кузьмич Бетехтин прошел всю войну, без единой царапины и с наградами пришел домой. В деревне все держится на ребятишках да на стариках. Его избирают председателем колхоза «Красная поляна». Жена - Аксинья Васильевна (в девичестве Робканова) растила десятерых детей. Старшие - Полина, Степан, Виктор уже работали в поле, а младшая - Надежда, родилась в 1941 году, и отца-то она увидела впервые. Папа мой, Михаил, пятый в семье, родился в 1933 году, рассказывал, что он и детства-то не видел - то с младшими Руфиной и Надеждой водился, то колоски собирал, то за грибами, ягодами ходил, да и в школе обязательно учиться надо.
Вот и Победа! Василия Кузьмича Бетехтина избирают председателем сельского Совета. Василия Терентьевича Яковлева переводят в Омутинку уполномоченным в райисполком, затем - начальником комхоза. Снова встречаются два Василия, воспоминания, разговоры, старые друзья. Жизнь продолжается.
В 1956 году в деревне Томская открывают новый клуб, фельдшерский пункт, библиотеку и почтовое отделение. Вот сюда-то из райцентра и приезжает по направлению работать молодая, красивая, модная, скромная, с длинными косами девушка Нэля Яковлева. Парней из армии пришло много. Вечерки - веселые, задорные, но один уже на второй вечер тихонько предупредил: «Почтальонку не провожать, она будет моей». Так и не могла понять Нэля, почему заглядываются многие, а провожать идет один Михаил Бетехтин. А как пля- сал - глаз не отвести, да еще выправка, форма армейская - красавец! Замуж сразу стал уговаривать, ведь он был старше на 5 лет, служил 3 года на Курилах. Но Нэля боялась отца, мать, отдадут ли, молода еще. Пообещала переехать к родителям только после сватовства. Делать нечего, поехали. Зима. Декабрь. Метель. А сваты на тракторе с санями (иначе тогда из Томской не выедешь). Нэля от страха плачет, думает, если не согласится отец - утоплюсь. Жених растерян, молчит. Добрались. Входят в дом. Ваш товар, а наш купец. О, боже!
- Терентьевич, здравствуй!
- Здравствуй, Кузьмич!
Сразу благословили молодых и забыли про них. А дальше - воспоминания, разговоры и разговоры. Так снова встретились два Василия и родилась новая семья - Михаила Васильевича и Нэли Васильевны Бетехтиных. Это и есть мои родители. Мама с папой прожили дружно вместе 46 лет. И, как считает сейчас мама, все жили, как одна семья - и Яковлевы, и Бетехтины, и Робкановы. Работали и отдыхали вместе. Дружно!
Деды прожили до глубокой старости, детей и внуков воспитывали в любви и строгости. В людях ценили трудолюбие и честность. Я думаю, что эти черты характера и передаются по наследству их потомкам. Все мы, Яковлевы, Робкановы, Бетехтины, Надежкины, Шумаковы, Борисовы, Вараксины, их внуки и правнуки, любим Родину и гордимся своими предками.