Программа антикризисных мероприятий Правительства Российской Федерации особое внимание уделяет переходу экономики страны на инновационный путь развития, а также развитию предпринимательства как наиболее гибкого и устойчивого к последствиям мирового финансового кризиса.
Российский бизнес всегда должен быть уверен в поддержке государства на мировых рынках. Одним из важнейших условий дальнейшего развития социальной активности бизнеса является ведение открытого, конструктивного диалога между бизнесом и властью. Только при условии открытого обмена мнениями и опытом участников этого диалога можно прийти ко всеобщему пониманию важности социального партнерства и конкретной роли бизнеса в этом направлении.
В Тюменской области выстроен эффективный порядок взаимодействия органов власти с субъектами малого предпринимательства, создана инфраструктура поддержки малого бизнеса. Направления и перспективы развития малого и среднего предпринимательства региона определены в государственной программе Тюменской области «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства» до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Тюменской области от 22.12.2014 № 688-п.
Основной целью областной государственной программы является повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области. В плане по стабилизации экономики предусмотрен целый набор мер по содействию крупному, среднему и малому бизнесу.
В настоящий момент инструменты и площадки для эффективного общения бизнеса и власти активно развиваются.
Должностные лица Тюменской таможни принимают участие в мероприятиях, проводимых Департаментом инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области, Департаментом экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени, Фондом «Инвестиционное агентство Тюменской области» по актуальным вопросам осуществления внешнеэкономической деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства города Тюмени в формате «круглых столов».
Тюменскую таможню представляют наиболее квалифицированные и грамотные специалисты, имеющие большой опыт работы.
Аудиозаписи и материалы заседаний «круглых столов» размещаются на официальном сайте информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Тюмени www.tmb72.ru .
По итогам «круглых столов» организаторы мероприятий проводят анкетирование участников. Сведения о наиболее актуальных для предпринимательского сообщества вопросах, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, полученные в результате анкетирования,
используются при формировании повесток «круглых столов», определении состава докладчиков и участников мероприятий.
В анкетах предприниматели также оставляют положительные отзывы о проводимых мероприятиях и отмечают доступность и практическую значимость докладов, подготовленных таможенниками.
В целях обеспечения доступа предпринимателей к интересующей информации, касающейся вопросов осуществления внешнеэкономической деятельности Департаментом экономики и стратегического развития Администрации города Тюмени и Тюменской таможней организована совместная работа в информационном поле через сайт и Инвестиционный портал города Тюмени www.invest.tyumen-city.ru.
На сайте и портале создан раздел «Актуальные вопросы таможенного регулирования», включающий два подраздела: «Информация для предпринимателей» и «Информация для граждан» на котором размещаются информационные материалы, подготовленные специалистами Тюменской таможни и содержащие актуальную для предприятий и жителей города Тюмени информацию. Наиболее важные вопросы также размещаются в новостных лентах сайта и портала.
Конечно, наиболее популярными вопросами среди представителей бизнеса на таких площадках являются вопросы, связанные с возможностью сокращения финансовых и временных издержек, а также упрощения прохождения таможенных процедур.
Отвечая на эти вопросы, представители Тюменской таможни освещали разного рода законодательные возможности «упрощения» процессов декларирования, среди них:
- применение технологии удаленного выпуска, позволяющее декларанту иметь дополнительные варианты планирования логистики, исключить необходимость помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита;
- применение предварительного таможенного декларирования, позволяющего осуществлять проверку документов и сведений до поступления товара;
- подача декларации на товары в течении 3-х часов с момента прибытия или завершения таможенного транзита, как один из инструментов сокращения издержек, связанных с отсутствием необходимости временного хранения товаров;
- возможность, при соблюдении определенных условий, хранения товара на складах получателя;
- рассмотрение вопросов об освобождении от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, при положительной характеристике работы участника и отсутствия в практике нарушений законодательства;
- применение технологии автоматической регистрации таможенных деклараций, позволяющее в значительной степени сократить как сроки проверки таможенной декларации со стороны таможни, так и временные затраты участников внешнеэкономической деятельности.
Приятно удивляет участников внешнеэкономической деятельности статистика средних сроков выпуска товаров в Тюменской таможне, которая по импортным поставкам составляет менее 2 часов с момента подачи декларации на товары, а в отношении экспортных товарных партий не более 30 минут.
Дополнительно с участниками внешнеэкономической деятельности обсуждается порядок получения статуса уполномоченного экономического оператора, и преимущества, которые дает этот статус участнику (выпуск до подачи декларации на товары, хранение товаров на своих площадях, доставка товаров и завершение таможенного транзита на территории предприятия).
Общение в таком формате особенно полезно для потенциальных участников внешнеэкономического рынка, для тех предприятий и организаций малого и среднего бизнеса города, которые задумываются или делают первые шаги в сфере внешней торговли. При достаточном внимании муниципальных властей, данный сектор бизнеса может выступать надежным источником социально-экономической стабильности в регионе, решать проблемы трудоустройства, пополнения местного и регионального бюджета.
Не менее полезно такое общение и для должностных лиц Тюменской таможни, которые получая «обратную» связь от участников рынка, могут выявить наиболее проблемные участки в применении права Евразийского экономического союза, наметить пути их решения в рамках действующего законодательства для повышения эффективности таможенного администрирования, что в конечном итоге скажется на повышении деловой активности, укреплению финансовой и налоговой составляющей, а также привлечении дополнительных инвестиций в экономику.