Медиакарта
14:29 | 14 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Йорт» на берегу Иртыша

Сибирские татары (самоназвание - сибтат, сибиртар, сыбыртар, себер татарлар, татарлар, себер татар, татар) - народ Западной и Южной Сибири.

По расовым признакам сибирские татары относятся к западносибирскому расовому типу. Этногенетические процессы средневековья и более поздних периодов антропологически сближают сибирских татар с жителями Средней Азии (сартами), казахами, башкирами. Дерматоглифический материал позволяет отнести сибирских татар к кругу метисных европеоидно-монголоидных форм со значительным преобладанием монголоидного компонента.

По итогам первой Всероссийской переписи в Тобольской губернии в 1897 году сибирских татар насчитывалось 56 957 человек. Это последние известия о подлинной численности сибирских татар, так как дальнейшие переписи происходили с учетом численности татар-переселенцев из других регионов России. Нельзя не упомянуть и о том, что многие сибирские татары всячески уклонялись от переписи, полагая, что это очередная попытка царского правительства заставить их платить ясак (налог). По результатам Всероссийской переписи населения в 2002 году на территории Сибири проживали 358 949 татар, из которых лишь 9289 идентифицировали себя как сибирские татары, всего же по данным переписи в России проживали 9611 сибирских татар. Такая большая разница объясняется, возможно, тем, что многие не делают разделения «татар» и «сибирских татар», относя себя к более широкому этносу.

Происхождение

Сравнительно достоверные данные об этногенезе сибирских татар можно вести с конца I тысячелетия до нашей эры. после поражения от Китая часть тюркских племен хунну мигрировала на запад до юга Западной Сибири, Средней Азии и Казахстана, смешавшись с аборигенным населением. В VI-IX века западносибирская лесостепь входит в состав Тюркского каганата. Примерно в XIII веке в Западную Сибирь началась миграция из центральных районов Казахстана и с Алтая древних тюркских племен, в первую очередь кипчаков (в европейских и византийских источниках - куманы, в русских источниках - половцы), проживавших от Иртыша до Волги («Дешт-и-Кыпчак»).

К XV-XVI векам складывается этническое ядро сибирских татар. В XIII веке территория проживания сибирских татар входила в состав Золотой Орды. В XIV веке возникает Тюменское ханство со столицей Чимги-Тура (современная Тюмень), в конце XV-XVI веках - Сибирское ханство со столицей в Искере (близ современного Тобольска).

Сегодня большинство сибирских татар сосредоточены в местах исторического проживания. Исконные села сибирских татар расположены преимущественно в Аромашевском, Заводоуковском, Вагайском, Исетском, Нижнетавдинском, Тобольском, Тюменском, Уватском, Ялуторовском, Ярковском районах Тюменской области, Большереченском, Знаменском, Колосовском, Муромцевском, Тарском, Тевризском, Усть-Ишимском районах Омской области, Чановском районе, Кыштовском, Венгеровском, Куйбышевском и Колыванском районах Новосибирской области, Томском районе Томской области.

История сибирских татар Уватского района

Предки сибирских татар выбирали для проживания удобные, богатые лесом, реками и озерами земли. В основном они обосновывались на высоких берегах рек Иртыш и Тобол. Так, на территории Уватского района на левом и правом берегу Иртыша были основаны три деревни «юрты» (образовано от слова «йорт»-дом) - это юрты Есаульские, южнее юрты Укинские, а еще южнее юрты Карбинские. Еще в XIV веке, когда 366 шейхов из Средней Азии были направлены в Сибирь со святой миссией «исламизации» народов Сибири. Места, где похоронены шейхи - яхшилар, татары называют «астана». Такие захоронения есть в деревнях Есаул и Карбино, но в настоящее время места захоронения найти трудно из-за пожаров и зарослей травы и деревьев. Значит, д. Есаул и д. Карбино были основаны раньше, чем д. Уки.

Первое упоминание о юртах Уки было в 1782 году. По данным переписи населения здесь проживали 25 человек, в 1903 году - 137 человек, 2014 году - 218 человек. Деревню Есаул заселяли выходцы из Татарстана, д. Карбино - сибирские татары, д. Уки заселяли сибирские татары, башкиры, казанские татары, а в последние годы переселенцы из «заболотских» татар Тобольского района.

В конце 70-х годов прошлого столетия из-за укрупнения совхозов, из-за бездорожья и отсутствия цивилизации д. Есаул и д. Карбино прекратили свое существование, сохранилась только д. Уки.

Сибирские татары являются мусульманами, исповедуя ислам суннитского толка. Ценностные ориентиры сибирских татар базируются на исламских канонах.

В Уках стояла мечеть, где мулла учил арабской грамоте и молитвам. После революции 1917 года мулла был репрессирован, а мечеть передали под сельский клуб. Лишь в 1994 году была построена новая мечеть, где укинцы общаются с Аллахом через молитвы, куда приезжают на религиозные праздники татары со всего района.

Речь сибирских татар отличается от литературного языка своим деалектизмом, например, оглушение звонких согласных: слово «каз» (гусь) - «кас», «бала» (ребенок) - «пала» и т.д. Также к глаголам добавляются окончания: ты, -те, например, к слову «утыра» (сидит) - «утыраты», «ята» (лежит) - «ятаты» и т.д. В лексикон сибирских татар много слов вошло из башкирского языка «пычак» - «пыцак» (нож), из языка тюркоязычных народов, а также современные слова из русского языка.

Местное население говорит на родном языке сибирских татар, соблюдает все обычаи и традиции предков, в основном религиозные: Ураза байрам - праздник поста, Корбан байрам - праздник жертвоприношений, Навруз - Амаль - Новый год по мусульманскому календарю. Интересен праздник Амаль, пришедший к нам из глубины веков, когда 23 марта ежегодно всё население деревни Уки, и стар и мал, прибывшие на праздник гости, переходя из дома в дом бросают в толпу деньги, в основном монеты, конфеты для детей и мелкие предметы для хозяйства, желая хозяевам здоровья, мира и благополучия.

Праздник Сабантуй не отмечали в Сибири. Сабантуй означает праздник окончания весенних полевых работ у башкир и татар. А в Сибирь этот праздник пришел позднее. Впервые национальный праздник Сабантуй был проведен в Уках в июне 1989 года на зеленой поляне на берегу Иртыша. С тех пор этот праздник стал традицией деревни.

Интересной и красивой была старинная одежда сибирских татар. Женщины носили длинные платья с оборками-фамборами на подолах, рукавах. Пожилые бабушки носили жилеты из бархата, обязательно с карманами для садака (милостыня). Хозяйки помоложе и дома, и в поле всегда носили фартуки, украшенные фамборами с вышивкой. Женщины носили длинные косы с вплетенными в них украшениями из монет (пулпы). Эти украшения передавались по наследству. Платья шили с высокими воротниками, по обычаю женщина не должна показывать открытые участки тела. Замужние женщины должны были прикрывать головы платками, по праздникам - белые, как символ чистоты и опрятности или вышитый бисером и цветными нитками калфак (небольшая шапочка).

Мужчины носили рубашки с удлиненными подолами, поверх них - камзолы (длинные жилеты) с рукавами и без рукавов, на головах - вышитые тюбетейки круглой формы. В настоящее время, к сожалению, национальные костюмы надевают участники концертов и праздничных мероприятий.

Разнообразны и оригинальны национальные блюда: бавырсак, чак-чак, балеш, парамеч, урама, коймак, кыстыбый, гульбанак и т.д. Эти блюда являются украшением любого праздничного стола. Из мясных блюд татары предпочитают конину, баранину, говядину, мясо птиц - всё это называется «халяль аш» (разрешенная Кораном пища), а свинина - запретное мясо «харам аш». Для верующих это очень важно. На празднике жертвоприношений «Корбан байрам» люди режут, в основном, барана, проводя ритуал посвящения кому-нибудь из близких и родных, желая ему здоровья и долголетия. Затем варят это мясо с домашней лапшой, готовят разные национальные блюда, приглашая односельчан на праздничное застолье. Чем больше гостей угощают хозяева, тем радостнее и светлее становится на душе, ощущая легкость от исполненного ритуала.

Какими бы разными ни были люди, страны, культуры и традиции, ясно одно: семья - главная ценность в человеческой жизни, к которой все относятся с уважением. Для татар семья всегда являлась ценностью. «Лицо, сочетавшееся браком, имеет перед Аллахом более заслуги, чем самый набожный мусульманин, оставшийся холостяком» - так написано в священной книге Коран. Прежде чем начинать строить совместную жизнь, молодожены обязательно должны проводить «никах» (венчание) в мечети или в кругу близких и родных в доме у невесты, а свадьбу проводит жених. Во время никаха мулла читает молитву, желая жениху и невесте долгую счастливую совместную жизнь. Семьи у татар раньше были многодетными, дружными, гостеприимными. Любого гостя, вошедшего в дом, обязательно нужно напоить чаем - таков обычай, который сохранился по настоящее время.

Свадьбы татар имели национальный колорит. Приводя невесту в дом жениха (куч кучеру), стреляли из ружья, приветствуя новую хозяйку. Переступая через порог дома, невеста должна перешагнуть через горящие угольки, как хозяйка горящего очага в доме; наступить на подушку в знак того, чтобы невестка была характером мягкой, покладистой и чтобы супружеское ложе было желанным.

Невеста приносит приданое: вышитые своими руками шторы на окна, скатерти, накидки на подушки, кровати.

До 60-х годов прошлого столетия жених должен был преподносить «калым» - выкуп родителям невесты: баранов, рулоны тканей, меха, золото, деньги. Свадьбу начинали под задорную плясовую музыку. Тем, кого приглашала свекровь невесты, вручали платки или полотенца. Этот обычай в нашей деревне сохранился.

В татарских избах не было больших русских печей, не было комнат. Дети спали на полатях, которые находились высоко под потолком возле печи. Большую часть дома занимал топчан из досок, который покрывали мехом или лоскутным одеялом, где стоял круглый столик на низеньких ножках с самоваром, заварочным чайником, чашками, деревянными ложками. В углу аккуратно сложены одеяла, подушки, перина. На этом ложе старики читали молитвы, пили чай, а когда наступал вечер, стелили постель. С потолка свешивалась колыбель, сделанная из можжевельника, который являлся для татар священным деревом, отгоняющим от ребенка злых духов. Новоселы при заселении в новый дом окуривали дымом можжевельника все углы дома, изгоняя всякую нечисть.

В Уках дворы были большими, отдельно от дома стояли амбар, хлев для скотины, для птиц - землянка, баня. Всё это закрывалось высокими деревянными резными воротами. Воду возили из реки Иртыш в железных бочках, а в домах стояли большие деревянные кадки под питьевую воду. Для бани использовали снеговую воду. Из-за нехватки воды хозяйки не выращивали овощи, картофель сажали на небольших грядках. Возле Уков почва была глинистая, поэтому семьями укинцы заготавливали кирпичи, которые продавали в соседние деревни и меняли на картофель.

Возле Черной речки добывали белый песок, который использовался как известь для побелки печей.

Укинцы - трудолюбивый народ. Жители занимались рыболовством, охотой, животноводством, разведением птиц, овец. После войны в Уках была лисоферма, птицеферма (куры, гуси), своя мельница, кузница, пилорама. Во времена колхозов и совхозов выкорчевывали леса под поля, где выращивали пшеницу, рожь, подсолнечник с горохом, турнепс и даже кукурузу. Из-за старательности и любви населения к родной земле деревня была сохранена.

Цивилизация пришла в наши современные дома, они удобны, красивы. Старых домов осталось в деревне мало, как бы напоминая нам о жизни наших предков - сибирских татар.

Каждая национальность имеет свои особенности, свою культуру, а вместе с ней традиции, обычаи и устои, которые нужно оберегать, хранить и передавать из поколения в поколение как историю народа.

К другим новостям "Уватских известий"


Автор: Рита РЯБИКОВА Подготовил Валентин ПОСПЕЛОВ, кандидат исторически