Дорога на родину отцов
…По маршруту Челябинск-Курган-Ишим-Викулово мы ехали на двух машинах: в одной машине -- я с мужем, а в другой -- сын Иван с женой и дочь Анна с сыном. Поехали мы на родину наших отцов: мой отец и отец мужа земляки, оба из Викуловского района Тюменской области.
Хотелось мне ещё раз посмотреть на село Калинино, где родился и вырос мой отец. Первый раз была там в 1965 году, я тогда перешла в 5 класс. А километрах в пятидесяти от Калинино находится село Шешуки, где родился и жил отец моего мужа -- Николай Семёнович Иванов.
Выехали мы рано утром, только начало светать, быстро проехали Челябинск, вот Первое озеро, дальше дорога в аэропорт, а вот и дорога на Курган. За окном всё знакомые места, много раз видели и проезжали мимо. Челябинскую область проехали быстро, началась Курганская область. Дорога очень плохая, асфальт весь в ямах. А за окном вокруг поля, луга, озёра, болота, речки. Лесов мало. Началась Тюменская область. Как в другом государстве! Кругом засеянные поля, животноводческие постройки сверкают свежей краской, дорога – лучше не надо. Ехали мы и радовались – какая кругом красота, порядок и чувствуется хозяйская рука.
Вот пошли знакомые названия деревень и сёл Викуловского района, а вот Викулово, его не узнать. Его и селом-то язык не поворачивается назвать. Город! Современный, ухоженный маленький городок! Отдохнули мы с дороги, поели, и молодёжь поехала смотреть село. Вернулись вечером под впечатлением, очень понравилось им Викулово. Чтобы не терять времени, решили съездить в Шешуки.
Из ссыльных – в мастера
…Муж мой говорил, что отец его был из семьи староверов. У него были синие глаза и чёрные кудрявые волосы. Дед, Семён Лаврентьевич Иванов, женился на Екатерине Прокопьевне Снигирёвой, она была из другого села, из зажиточной семьи. Семья Ивановых славилась трудолюбием, хотя была и менее зажиточной, но не была бедной. В 1931 году в Шешуках провели раскулачивание. Многодетную семью Ивановых сослали в Свердловскую область, в город Верхняя Салда. Николай Семёнович, 1921 года рождения, был второй по старшинству из всех детей, ему тогда было 10 лет. Вместе с ними в Верхнюю Салду были сосланы их родственники Подкорытовы и Федосеевы.
На сайте Управления МВД России по Тюменской области нашла я списки репрессированных и реабилитированных лиц. Среди них семья Иванова Семёна Лаврентьевича.
3847. Иванов Семен Лаврентьевич, 1887 г., жена – Екатерина Прокопьевна, 1895 г., отец – Лаврентий Федорович, 1852 г., дети: Наталья, 1918 г., Лаврентий, 1926 г., Мария, 1922 г., Николай, 1921 г., Александра, 1925 г., умерла в 1937 г.; Евгения, 1928 г. В 1931 г. раскулачены и высланы по классовому признаку из Викуловского района, Тюменской области в Свердловскую область. В ссылке родились дети: Василий, 1931 г., Андрей, 1935 г., Алексей, 1939 г. Реабилитированы УВД Тюменской области 27.04.1993 г.
Из воспоминаний очевидцев: «По приезду переселенцев поместили в барак, в котором были только стены и нары, вместо стен семьи отделились подвешенными половиками…Родители работали, и их кормили в столовой. Дети сидели в бараке одни, голодные. Так жили до осени, а потом, к зиме, без отрыва от работы, спецпереселенцы строили общие бараки. В них жили, наверное, года два, прежде чем у семей появились отдельные комнаты».
В 1938 году Николай Иванов пошёл работать на завод «Стальмостконструкция», был слесарем, сцепщиком, подручным намётчика. Работал до 1941 года, пока не поехал учиться в Сысерть в школу механизации сельского хозяйства. По дороге в автобусе он познакомился с Надеждой Александровной Игнатьевой.
16 июня 1941 года его призвали Сысертским РВК на военную службу в Красную Армию. В этот же день он расписался в ЗАГСе с Надеждой Александровной. Через шесть дней началась война!
Николай Иванов попал на Западную Украину, стал водителем танка Т-35. Экипаж -- 12 человек, у танка было 5 пушек с оптическим прицелом. Все танки Т-35 при наступлении фашистов были или брошены экипажем из-за поломок, или подбиты и сожжены месте с экипажем. В одном из таких танков горел Николай. Чудом он остался жив. Местные жители вытащили его из сгоревшего танка и выходили на оккупированной территории. Поправившись, Николай пробрался к своим, и после проверки его отправили в госпиталь в Свердловск.
После лечения в апреле 1942 г. его направили в 167-ю Сумско-Киевскую стрелковую дивизию. Служил он в звании старшины дивизиона на должности командира отделения боепитания, затем -- командира орудия. 167 стрелковая дивизия участвовала в спецоперации на Брянском фронте, позднее -- в боях на Воронежском фронте, с ноября 1943 года -- на 1 Украинском фронте. Николай в мае 1946 был демобилизован, вернулся к родным.
В Верхней Салде с 1947 года, получив права, получив паспорта, переселенцы начали строить себе дома. Жить в бараках было уже невмоготу: они были холодные, их в народе называли «соломенные бараки». Вначале многие жили на квартирах, снимая жильё. Раскулаченные крестьяне – люди трудолюбивые, умелые. Семьи у них были большие. Многие к тому времени выросли, дети их женились, вышли замуж. Нужно было где-то жить. Николай Семёнович построил шесть домов для родственников. Он подготавливал всё для постройки дома, а потом всей большой роднёй быстро ставили дом. Дома строили такие же, как на родине, пятистенные.
Работал он на заводах такелажником, слесарем, мастером, вышел на пенсию в 1981 году. Был он очень активным человеком, придумывал рацпредложения, добивался их воплощения в жизнь, был требовательным и очень настойчивым. Он постоянно учился, оканчивал курсы, сдавал экзамены. Занимался общественной работой. Ум, смекалка, отсутствие страха перед начальниками сделали его заметным не только на работе, но и в городе. Любая работа спорилась у Николая Семёновича, всё он умел делать: ремонтировать машины, строить дома, бани, вырезать по дереву, пилить, строгать, косить….
Прошлое всегда с нами
…Проехали мы по селу Шешуки. В конце его мост через ручей Малый Ик. На мосту ворота, чтобы скотина не переходила речку и не разбредалась, остались с давних времён. На обратном пути заехали на кладбище: много Ивановых, Федосеевых и Подкорытовых – фамилии родственников. Женщины на фотографиях на памятниках все в платках, может и староверы. Больше в Шешуках мы ничего не узнали и не увидели.
Оставался у нас в запасе вечер, решили мы поехать на озеро Среднее, говорят, что в этом озере вода чистая и целебная, само оно большое и глубокое. И про него небылицы сочиняют! Якобы возле озера аномальная зона, можно попасть в параллельный мир!
Дорога, что вела к озеру, была раньше знаменитым Сибирским трактом. Вдоль дороги -- деревья, а за ними -- поля, бескрайние поля хлеба! Вот она житница России.
Ехали мы в обратный путь с новыми впечатлениями, с новыми мыслями о прожитых годах наших родственников. Сколько невзгод пришлось им терпеть и всему народу нашего государства. Открывали и осваивали новые земли, охраняли их от врагов, выращивали хлеба, строили города, сёла, заводы. А их лишили всего, но они выжили, победили фашистов, нас воспитали. Чтобы этого не повторилось, дети наши должны знать правду о них.
На снимке: Николай Семёнович и Надежда Александровна Ивановы
Фото из семейного архива