Оказывается, в России примерно 25 миллионов любителей рыбной ловли. Эти данные способны любого из нас привести в замешательство, особенно если знать, что профессиональных рыбаков насчитывается всего 360 тысяч. Вдумайтесь в эти цифры. Получается, примерно каждый пятый россиянин готов отметить свой выходной приятным времяпрепровождением с удочкой…
Среди этих миллионов и он - 49-летний житель Туртаса Виталий Владимирович Ушаков. Где-то там за далью времени босоногое детство… Уже и не вспомнит, когда осознал, что на хворостину с привязанной к ней леской с крючком можно выудить из Иртыша рыбку - чебачка или окунька. В те годы, конечно же, клевало лучше, это вам любой родом из детства скажет. А в классе пятом или шестом выловил «на червя» окуня весом примерно кило двести. Это был его личный рекорд, поймать на удочку более крупной рыбины во всей последующей жизни как-то не удавалось. Удилище гнулось, но выдержало, леска - 0,4 мм - не порвалась, а крючок был крупный окуневый, рыбина, как ни билась, не сорвалась, вытащил-таки ее ошалевший от счастья мальчишка.
У него странный взгляд на рыбалку с удочкой, ибо, именно такую считает браконьерской, хотя пара снаряженных по всем правилам удилищ в доме имеется. В руках с одним из них, я, не имеющий при себе никаких снастей, и застал его на берегу водоема. Здесь же выслушал его простодушный монолог: «Это ж наглый обман рыбы получается! Подкинут ей приманку в виде червя, она голодная хватает, думает, откушает, а откушают в итоге ее. В сети же рыба попадает со слепу, ничего не слыша, и исключительно по глупости». Признаюсь, подумал, шутит человек. Ан нет, он еще и библейским толкованием подкрепил свою убежденность, поведав мне, что Иисус не ловил рыбу с помощью удочки, лески и наживки. Во всех описанных евангелистами случаях Господь использовал сети. Попутно, в продолжение темы напомнил мой собеседник, что изображение рыбы являлось символом христианства и в период преследований «рыбка» была знаком для христиан - «свой».
Ушаков проживает на берегу протоки Туртаски, от крыльца до воды метров тридцать не более. Шутит: закидушку можно забрасывать прямо из окна. Ну и как тут не воспользоваться близким соседством с «голубой нивой». Но - нет, нет, нет! Подходы к воде с целью исключительно утилитарной, дабы поиметь от рыбалки практическую выгоду - это не для него. Основная цель - не добыча рыбы как пищи, а сам процесс ловли. Всплеск эмоций при ловле верткого окуня или выуживание отливающего золотом карася - может ли с чем сравниться! А для жителей крупных городов рыбалка - это еще и бегство от пыльных городских улиц, от знойного асфальта, раскаленного жарким летним светилом. Это отдых на природе у наполненных прохладной свежестью водоемов. Это глубокая вентиляция прокуренных или надсаженных нездоровой средой легких. И это, наконец, заряд бодрости на всю рабочую неделю. Недаром говорится: «Даже плохой день на рыбалке лучше, чем хороший на работе». А мыслям как вольготно в такие часы! Из двух видов любительского промысла - рыбалки и охоты, предпочтение он отдает рыбной ловле. Она более безобидная, что ли, бескровная и не суетливая. Об этом классик русской литературы С.Т. Аксаков в своих «Записках об уженье рыбы» писал так: «На зеленом, цветущем берегу, над темной глубью реки или озера, в тени кустов, под шатром исполинского осокоря или кудрявой ольхи, тихо трепещущей своими листьями в светлом зеркале воды, на котором колеблются или неподвижно лежат поплавки ваши, - улягутся мнимые страсти, утихнут мнимые бури, рассыплются самолюбивые мечты, разлетятся несбыточные надежды!».
Однако подошло время сматывать удочку. В активе Виталия один сорвавшийся, уже, будучи выдернутым на воздух чебачок, и пара пойманных, тут же отпущенных им обратно в воду. Свою неудачу он объяснил коротко: «Не мой день», но было видно, что доволен. И временем, проведенным у воды, и нашим нечаянным знакомством и, главное, общением. А что касается улова, так настоящий рыбак - это не тот, кто много рыбы поймал, а тот, кто аргументировано доказал - в этот раз поймать рыбу не было никакой возможности.
Фото автора
К другим новостям "Уватских известий"