Я подумала, отправляясь нынче в такое ненастье и бездорожье в крестный ход: в ногах правда! В этом году среди паломников половина – горожане-тюменцы, северяне. Многие во второй, в третий, в десятый раз. Когда им говорят: что делать в Юрге – там сходить некуда, они отвечают: сходите на Криванково. А ещё паломники – всё творческий народ, поющий, пишущий. Их стихи и миниатюры сложились в лирические отступления к теме криванковского крестного хода.
Подход к теме
Боже, как я была самонаде-янна, думая, что много знаю о Криванково. Многознание сменилось растерянностью – когда обрела некоторый опыт работы с архивными документами. Когда прочитала научные статьи, посмотрела фильмы, стала понимать: это только подход к теме. Даже возникло желание опровергнуть некоторые расхожие представления. Вероятно, так устроено общество, один этап его развития иногда отрицает другой.
Счастье, что я зашла на Девятую пятницу в храм Святой Троицы поставить свечи. Забежала, вовсе не надеясь побывать у святого колодца. За неделю дала сообщение в электронных СМИ, что крестный ход на Криванково и водосвятный молебен в пятницу состоятся. Разведка принесла утешительное сообщение: грунтовая дорога сносная. А колодец надо почистить. И наш православный приход принялся за оргвопросы. С участием директора ДРСУ Валерия Николаевича Замятина и двух отзывчивых глав сельских поселений Андрея Ивановича Беседина и Сергея Викторовича Носова привезли помпу и прогнали застоявшуюся воду. И вот когда уже все приготовления были закончены, приглашены паломники из ближних и дальних мест, зарядил обвальный дождь. Староста храма Нина Васильевна Степанова, которая больше всех переживала за исход дня Девятой пятницы, снова собралась к святому источнику, чтобы проверить обстановку. И вернулась с огорчительной новостью: ни конному, ни пешему туда дороги нет! Я связываюсь с храмом, и дают новую информацию о том, что водосвятный молебен пройдёт в церкви.
Феномен Криванково – сюда стекались паломники на Девятую пятницу, когда асфальтовой дороги на все про все деревни и сёла волости не было и в помине. При любом строе – даже во времена тотального атеизма. В любое ненастье. В любое бездорожье.
Лирическое отступление в тему
Дождевою пеленой затянуло край лесной.
Глушь. Леса дремучие. Небо скрыто тучами.
Ой, места трясинные да леса осиные.
Люди не тревожили тропы непрохожие…
Здесь по бездорожию ходит Матерь Божия.
И вот когда я уже собралась распрощаться с нашими прихожанами и двинуться в Дом прессы, Нина Васильевна просияла улыбкой: на крестный ход едут прихожане Свято-Никольского храма под Тюменью вместе с батюшкой отцом Евгением, прихожане храма «Утоли моя печали». Сами по себе. Полтора десятка наших прихожан сказали: мы тоже идём. И я. Как я отстану? Детки дошкольного, школьного возраста идут! На ногах сапожки, накидки полиэтиленовые от дождя – мы готовы. Накидки у меня нет, но я доверяю своей ветровке. На самом деле моя роль в этом крестном ходе очень близка к нулю. Я понимаю, что не будет наплыва паломников, как обычно, которые наперебой делятся своими воспоминаниями, связанными со святым источником, не лишёнными интереса свидетельствами. Я паломница. А по поводу большого внимания средств массовой информации к Криванково всё же думаю: слава Богу за всё! Ведь знают тюменцы! Ведь помнят про Девятую пятницу! А это доказывает, что юргинская православная святыня имеет право на бережное к себе отношение.
Лирическое отступление в тему
Я иду – и с собой ничего не беру,
Только память… Для Вечности это немало.
Без меня будет лес шелестеть на ветру
О прошедшем и будущем, и небывалом.
Мы встречаемся на шипаковской трассе. Дальше – пешком. Радужное настроение тюменцев меня немного смущает. Вдруг да, начитавшись и насмотревшись о Криванково, подумают в итоге, что уникальность святого места преувеличена. На всякий случай говорю Ольге Адольфовне Ожгибесовой, известной тюменской журналистске и писательнице, которая полна ожиданий торжественности, духовной радости, что будет трудно. В пути узнаю, что интересы наших тюменских гостей не ограничиваются живым уголком природы. Они оценили духовную суть Девятой пятницы, Криванково. Оказывается, регент храма во имя Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Елена здесь уже в третий раз, певчие Екатерина и Виктория – того больше. Приезжают, шагают по далёким бездорожьям, мёрзнут под проливными дождями, питаются постными лепёшками – и всё ради одного: обрести духовную радость.
Ради православного дела
Быстрый темп с хода набрал отец Евгений. Хоругви в его руках и руках прихожан, иконы Пресвятой Богородицы и Николая Чудотворца. С нами два проходимых УАЗика. Кто-то из женщин предлагает отправить машинами деток. Но отец Евгений непреклонен: «Они что дети-инвалиды?».
– Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша, – проговариваем многократно вслух.
Время – обед. Нам навстречу то и дело шагают паломники. Ранним утром выдвинулись из Шипаково, побывали на Криванково, набрали воды из колодца и уже возвращаются обратно. Довольные, просветлённые. Кто-то на импортных внедорожниках – благополучно проехали.
Все мои содорожники счастливы и благостны. Пока вся неприятность лишь в том, что под ногами хлябь. Тяжёлый грунт налипает на сапоги. Они кажутся пудовыми. Перейти на место посуше мешают глубокие колеи. Равняемся на неутомимого отца Евгения. Наш приходской актив – просто молодцы. Нина Васильевна Степанова – возраст, недуги, множество организационных и хозяйственных забот о храме. Ей станет плохо, когда преодолеет десятикилометровый путь по бездорожью. (Дают о себе знать тяжёлые хронические заболевания). Регент Светлана Яковлева – большая умница, в храме с младых ногтей, что называется. Спокойная, рассудительная. Тамара Николаевна Семёнова – и комплекция, и возраст – всё, как говорят, имеет место быть. Душевный, отзывчивый человек, готовый ответить, проконсультировать по вопросам службы и жизни прихода. Галину Владимировну Семёнову боготворю. На службы, паломнические поездки идёт и едет сама, и деток-внуков ведёт. Человек несгибаемой православной воли. Недавно вернулась из поездки на Валаам. Мне так интересны всегда рассказы наших православных странников. А Галина Владимировна улыбается:
– Если говорить начистоту, я слегка разочарована. Нам следовало взять паломнический тур, а мы поехали сами по себе. Экскурсий для нас организовано не было. Что увидели сами, это совсем немного. А знаний православных, истории этого православного памятника особо нет. Для «организованных» паломников экскурсии вели гиды с богословским образованием. Безусловно, Валаам заслуживает, чтобы его посетить. Среди всех православных святынь мира он занимает особое место. Уникальной духовной культуры!
Рядом с Галиной Владимировной её внучок-тюменец Макар меряет длинные километры. Поддерживает нашу негромкую беседу:
– Мне семь лет. Осенью пойду в школу. В отпуск с родителями не поехал, чтобы с бабушкой сходить на Криванково.
Продолжение читайте на страницах "Призыва".