17 июля - День металлурга. Когда-то этот праздник отмечали и литейщики авторемонтного завода. Бывший контрольный мастер литейного цеха Надежда Ивановна Баранова вспоминает:
- Коллектив был большой. Выезжали на природу семьями. Обязательно с гармошкой. Накануне администрация, профсоюзный комитет чествовали передовиков, награждали почетными грамотами, ценными подарками. В коллективе было немало ударников коммунистического труда и пятилеток. На днях увиделась с Алексан- дром Яковлевичем Ефимовым, вспомнили прошлое время. Он руководил цехом, был хорошим организатором. За время моей работы начальников было несколько. Лариса Александровна Ефимова возглавляла коллектив, уже находясь на пенсии. Руководили Людмила Григорьевна Фатеева, Татьяна Владимировна Костенко. Наша работа объединяла людей разных специальностей, относилась к категории «опасной для здоровья», требовала строгих мер безопасности. Была конвейерная, все зависели друг от друга: если нет земли, нет и формовки, если нет формовки, то нет и разливки и так далее. В постоянно загазованном, пыльном цехе летом стояла невыносимая жара, а зимой для тепла разжигали коксовки.
Многие не выдерживали, уходили. Работа с металлом требовала расторопности, особого внимания, твердой руки, точного глазомера, неспешности. Особенно тяжелой была ночная смена. В каждой работало более двадцати человек.
В цехе стояли две вагранки - это топливные печи шахтного типа для плавки чугуна. Чтобы они не остывали, обеденный перерыв давался на полчаса. Ремонтом вагранок занимался Николай Иванович Секисов. После его ухода на пенсию, работал Александр Иванович Щетков. Крановщик Анатолий Васильевич Фадин заваливал чермет в бункеры для плавки металла. Завальщиком был Михаил Ермолаевич Ябров. Уборщиком из-под вагранки - Анатолий Николаевич Севрюгин. Если завальщики заваливали чермет для плавки металла, то земледелы готовили специальную землю для формовки диска катка и для формовки корпусного литья на плацу, где формовали большие детали для сборки автокранов. Обрубщики и обработчики готового литья обрубали литники и наждачили. Разливали горячий металл по формам разливщики Владимир Рудольфович Рейхерт, Виктор Дмитриевич Дундуков, Сергей Ильич Морозов, Сергей Михайлович Зазимко, Николай Иванович Мальгавко, Игорь Михайлович Баранов. Виктор Александрович Семочкин стоял на перегрузке опок. Выбивкой готового литья на решетке занимался Анатолий Иванович Марченко. Запчасти для сборки автокрана формовала Татьяна Николаевна Шаройко. Долгое время формировщиками на плацу работали Клавдия Афанасьевна Аксызова, Михаил Григорьевич Елфимов. Не один год отдали горячему цеху мастера Юрий Александрович Глаголев, Эмилия Петровна Шукис, земледелы Тамара Петровна Беляевских, Нина Васильевна Хамова, Надежда Трофимовна Третьякова, формовщики кольчатого диска Галина Ивановна Мальгавко, Нина Ивановна Жеребцова, стерженщик Елена Григорьевна Усова, обработчик готового литья Петр Николаевич Болдышев. Ираиду Ивановну Девятых и Клавдию Афанасьевну Аксызову в коллективе называли стахановками. Они ежемесячное задание часто выполняли на 180-200 процентов. В пятьдесят лет ушли на заслуженный отдых. В литейном цехе из чугуна лили решетку для заборов и животноводческих помещений.
Рядом с литейным цехом находился сталелитейный участок. Им руководил Роберт Демидович Костенко. Там отливали детали, предназначенные для сборки автокранов. Есть кого вспомнить: Николая Дмитриевича Федорова, Валерия Николаевича Никитина, Виктора Павловича Бородина, Евгения Михайловича Толмачева. На два цеха работали технолог Татьяна Владимировна Костенко и лаборант Нина Ивановна Бушмелева. Проверялось качество металла на твердость, разрабатывалась технология изготовления деталей, выяснялись и устранялись причины брака. Запчасти для сборки автокранов поступали в механический цех для окончательной обработки. Затем диски кольчатого катка для полной его сборки отправляли в соседнюю Курганскую область и г.Ялуторовск. Готовая продукция для прикатывания земли уходила в сельские хозяйства. Вся литейная работа - это особенная судьба, которая связала супругов Костенко, Беляевских (муж Тамары Петровны был слесарем по ремонту оборудования), Светлана Егоровна Соловьева работала мастером, а муж, Николай Петрович, слесарем. Кого не вспомнила и не назвала, пусть не обижаются, а продолжают гордиться тем, что благодаря их тяжелому труду в свое время далеко за пределами района был известен Омутинский авторемонтный завод. Поздравляю всех, кто был связан с горячим металлом, с Днем металлурга! Желаю здоровья, долгих лет и семейного благополучия!
Фото из семейного архива