Медиакарта
14:49 | 16 декабря 2025
Портал СМИ Тюменской области

Дорожная карта Михаила Попова

Профессия водителя в годы Великой Отечественной была стратегической. После объявления войны шофёры на сборные пункты являлись с автомобилями, на которых работали. Среди таковых был и наш земляк Михаил Попов.

В июне 1941-го он работал водителем в Заводоуковском леспромхозе. Там и застала его мобилизация. Осенью 50 тюменских водителей с машинами погрузили в эшелон и повезли на фронт, под Москву. В октябре немцы как раз начали наступление на столицу. Михаил Осипович ещё и до передовой не доехал, и ни разу не выстрелил, а уже попал в окружение.

 – Пока разобрались, что случилось, паровозная бригада уже разбежалась! – рассказывал ветеран. – Эшелон на высокой насыпи стоит. Как мы ухитрились несколько машин с него спустить, сам не пойму!

На этих машинах тюменцы вырвались из ещё не захлопнувшегося котла. Отступали из-под Вязьмы под ударами врага, стояли насмерть у стен столицы. Тогда сержант Попов получил свою первую медаль «За боевые заслуги».

А потом всё так же за баранкой двинулся Михаил Осипович на запад. Подвозил снаряды на передний край. Однако при форсировании Днепра, по приказу комбата, Попов сменил руль… на вёсла. Дважды за ночь с боеприпасами и продуктами пересекал он на лодке бурлящую взрывами реку. Снабжал роту, захватившую плацдарм на правом берегу. За отчаянную операцию старшему сержанту вручили орден Красной Звезды.

… Демобилизовался Михаил Осипович в декабре 1945-го. И снова сел за руль:  в Заводоуковске появилось новое предприятие – авторота. Появилось случайно. В середине ноября победного года в селе Пятково в Упоровском районе сосредоточились после уборочной автомобили воинской части. Однако там им места не нашлось. Тогда по решению облисполкома рота – два ленд-лизовских «студебеккера» и три десятка «шевроле» – временно разместилась в посёлке Заводоуковском. Но нет в нашей стране ничего более постоянного, чем временное: два десятка лет авторота базировалась у нас городе, но по-прежнему называлась Упоровской автоколонной. И только когда Заводоуковск стал районным центром, власти назвали хозяйство Заводоуковским автопредприятием.

Более трёх десятков лет, до 1982 года, с доброй совестью Михаил Осипович работал здесь шофёром.

Автор: Алексей СЕВОСТЬЯНОВ, научный сотрудник музея Фото из архива