Медиакарта
2:22 | 22 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

«Время выбрало вас зажигать души-свечи…»


справка

■ 13 января 1945 года Тюменский исполком областного Совета депутатов трудящихся обратился в Наркомпрос с просьбой об открытии при Тюменском облоно областного института усовершенствования учителей (ИУУ).

■ В сентябре на семинар директоров ИУУ в город Свердловск был направлен учитель Петр Хайновский.

■ С сентября 1945 по январь 1947 года 45 педагогов прошло обучение на курсах при центральном институте повышения квалификации. На семинарах, проведенных областным ИУУ, прошло подготовку 40 заведующих районов и столько же инспекторов, 167 директоров, завучей и преподавателей средних школ рабочей и сельской молодежи.

■ В 1948—1949 учебном году эта система стала важнейшим направлением работы коллектива института. За год через систему очно-заочного обучения прошло 649 человек, из них 506 учителей 1—4‑х классов.

■ В 1960‑е годы во многих школах Российской Федерации успешно утвердился магнитофонный курс немецкого языка для учащихся 5—8‑х классов, разработанный работником института Федором Эмихом.

■ В начале 1990‑х годов в области насчитывалось 37 тыс. учителей, более 27 тыс. дошкольных работников. В сентябре 1991 года по решению исполкома Тюменского областного совета народных депутатов на базе ИУУ открылся институт повышения квалификации педагогических кадров (ИПК), получивший статус высшего учебного заведения. Ректором была назначена заслуженный учитель школы РФ Ада Китайгородская.

■ Ежегодно в институте проходило обучение более 9 тыс. учителей и дошкольных работников. ■ Сейчас в ТОГИРРО, принявшем эстафету от ИПК, обучается около 350 тысяч человек в год.


прямая речь

■ Ада КИТАЙГОРОДСКАЯ, ректор ТОГИРРО в 1970‑90‑е годы:

— Институт составляет половину моей биографии — 26 лет отдано работе в учреждении. Но главное — это люди, которые меня окружали: они всегда очень разные, интересные, и я понимала — это и есть смысл жизни, смысл работы. Начало положил образ первого учителя. Потом пионерская работа, все это подтолкнуло к профессии педагога, других мыслей и не было. С учителями, наверное, труднее работать, чем с детьми: взрослый человек тоже требует особого подхода. Нужно многое знать, уметь, ведь через них, учителей, знание передается детям.


образование

Тюменскому областному государственному институту развития регионального образования (ТОГИРРО) исполнилось 65 лет. И здание по улице Водопроводной – под стать возрасту. Но это не тот случай, когда формальные признаки определяют содержание: здесь бурлит жизнь, кипят идеи и зарождаются новые проекты, объединяющие педагогов не только региона, но и всей страны. Именно благодаря энтузиазму и неуспокоенности сотрудников ТОГИРРО, в первую очередь его ректора, народного учителя РФ Ольги Ройтблат, тюменская система образования – в авангарде российской педагогики.

——

Юбилеи в таких учреждениях принято отмечать букетом мероприятий. Поэтому – всероссийская научно-практическая конференция, «Школа современного руководителя», «Школа педагогического поиска», мастер-классы, семинары, обмен опытом. Поэтому много педагогов и управленцев из регионов, гостей из других городов России – ученых, педагогов-практиков — победителей конкурса «Учитель года» разных лет.

И, конечно, поздравления, цветы, подарки. Почетная грамота и телеграмма от губернатора Владимира Якушева с пожеланиями дальнейших успехов, приветствия от депутатского корпуса, от областного департамента образования и науки. Директор департамента Ирина Лысакова вручила Ольге Ройтблат сертификат на приобретение полиграфического станка. Наверное, весьма кстати: столько методических материалов приходится издавать и множить.

В своем выступлении Ирина Лысакова отметила, что на образование выделяются огромные средства, в период с 2003 по 2010 год введено в эксплуатацию 40 школ на 8,5 тысячи мест взамен ветхих зданий, все школы укомплектованы оборудованием. На современном этапе школы, вслед за учреждениями дошкольного и дополнительного образования, переводятся в статус автономных некоммерческих организаций (АНО), что повышает уровень их самостоятельности.

— В Тюменском регионе реализуется комплексная программа модернизации образования, и ТОГИРРО является базовым учреждением в этом проекте, — напомнила Ирина Николаевна. — Желаю коллективу единомышленников сил, энергии, чтобы решить стоящие перед ним задачи.

• В режиме реального времени

Главный генератор и «толкатель» идей Ольга Ройтблат говорила в этот раз о роли неформального подхода к образованию педагога. Информационное общество ХХI века ставит новые вопросы, которые требуют ответа: каким должен быть современный учитель? Соответственно — какой должна быть система подготовки и переподготовки кадров? Время диктует признать творческий потенциал за каждым педагогом и помочь ему раскрыться.

— Сейчас учитель в школе полифункционален: он не только педагог, но и психолог, консультант, исследователь, — заметила Ольга Владимировна. — В соответствии с его потребностями нужно организовать и переподготовку. Необходимо, чтобы у педагога присутствовал личностный интерес в получении знаний. Поэтому разработали более 400 программ обучения по наиболее востребованным проблемам и темам. Неформальное образование опирается на открытия, которые происходят здесь и теперь. К сожалению, методические структуры консервативны и сообщества учителей, за исключением участников конкурса «Учитель года», не являются нормой.

Именно с целью неформального профессионального общения

ТОГИРРО проводит «педагогические марафоны», в рамках которых учителя из глубинки могут из первых уст услышать об авторских методиках лучших педагогов страны. С той же целью появляются сайты и форумы в Интернете.

«Педагогические марафоны» оценила первый заместитель главного редактора «Учительской газеты» Ирина Димова:

— Это, наверное, самая прогрессивная и живая форма обучения: большая аудитория, можно очень многое донести до нее. Учителя узнают новое, а завтра идут в школу, к своим ученикам и все это применяют на практике. Мы видим, как загораются глаза, возникает желание творить, появляются новые мысли, идеи.

Кстати, современные технологии позволяют делать раздаточный материал в форме видеофильма, что дает учителю возможность при необходимости вернуться к семинару в режиме реального времени.

• Конкурс прирастает сторонниками

Что до конкурсного братства, то его армия с каждым годом лишь пополняется. Досадно в Год учителя слышать реплики, что утрачена актуальность, нет новизны в формах проведения конкурса «Учитель года». Задания для его участников, надо сказать, с годами усложняются, формы тоже претерпевают определенные изменения.

На мой взгляд, важно другое: через конкурс имеет возможность заявить о себе талант, который мог так и остаться незамеченным. И кто знает, может, со временем одним из условий назначения на должность руководителя станет победа, пусть районного масштаба, в конкурсе «Учитель года».

А какие это в большинстве своем люди – еще свежо в памяти Ольги Рединой, учителя русского языка и литературы тюменской гимназии № 1, представлявшей область на всероссийском «Учителе года – 2010» и ставшей его финалисткой. Две Ольги Владимировны – Ройтблат, член большого жюри конкурса, проходившего в этом году в Магнитогорске, и Редина – увлеченно, с каким-то кавээновским запалом рассказывали журналистам накануне праздника ТОГИРРО об атмосфере конкурса, об участниках, о том, как те готовились все вместе, не думая о конкуренции, а потом волновались за выступавших.

— Этапы конкурса в этом году усложнены, — рассказывает Ольга Редина. — Просто поразили дети из Магнитогорска: у меня совершенно не было ощущения барьера, они настолько распахнули души, что контакт устанавливался мгновенно. Как оказалось, они так и живут всегда – как одна семья.

— Там, в Челябинской области, и управленцы – единая команда, — подхватила разговор Ольга Ройтблат. – Это же непросто — принять у себя 300 человек. Но не было ни одного конфликта, понимали друг друга с полуслова, атмосфера – просто великолепная.

— В этом году добавили два испытания – беседу с учениками и беседу с родителями, — продолжает Ольга Редина. — И это оправдано, поскольку является частью работы педагога. Другое новшество – в составе жюри были представители разных дисциплин, не только твоего предмета. Это тоже интересно, так как новое направление – метапредметность – присутствовало у многих конкурсантов. Привлечение на уроке знаний из других сфер – это веяние времени, оно создает некую универсальность образования, и чисто предметное жюри, возможно, даже не готово было бы это оценить.

Членов жюри, да и самих участников, покорила готовность каждого педагога помочь другому, хотя назав-тра он выходил с ним соревноваться, Взаимопомощь, взаимовыручка, готовность поделиться знаниями, временем, силами – это, по словам Ольги Ройтблат, с каждым годом все больше становится отличительной чертой конкурса. И когда определилась «пятнашка», остальные помогали финалистам чем только могли.

Если они и это настроение принесут в школы, может, перерастет оно по крупицам в отличительную черту времени?

Абсолютным победителем конкурса «Учитель года России – 2010» стал директор одной из московских школ, учитель математики, «мягкий и лучезарный» Михаил Случ.

— К нему все подходили «погреться», — вспоминает Ольга Редина, — и удивительно было, что у нас есть такие директора школ.

• Дело всей жизни

Глядя на них, увлеченных, думаешь: как же повезло их ученикам. Михаил Случ в рамках праздника ТОГИРРО дал мастер-класс по математике, показав, как сложное может стать простым, а кажущееся простым на самом деле бывает сложным. Поделился и впечатлениями от финала конкурса.

А сколько педагогического энтузиазма и колорита в мероприятия ТОГИРРО уже традиционно вносят учитель музыки из Москвы, победитель «Учителя года России – 1992» Артур Заруба и заслуженный учитель РФ из Брянска, победитель всероссийского конкурса 1993 года Олег Парамонов! «Время выбрало вас зажигать души-свечи, / А учительский вальс не кончается вечно», звучали рефреном положенные на музыку одного стихи другого. И наверное, этот гимн учителю отражает самую суть профессии.

Вот некоторые выдержки из выступления Артура Зарубы: «Я знаю, наши дети безумно талантливы, могут и урок за учителя провести, поэтому педагог должен быть всегда уверен, что у них все получится, но и не терять «бразды правления». «Детей надо хорошо слышать: они часто предлагают правильное. Но учитель нередко знает лишь свое «правильное». «Результат в педагогике не сиюминутен – он проявится через десять лет. Главный педагогический результат – тот человек, который получится, на него и надо ориентировать работу».

Олег Парамонов, учитель русского языка и литературы, представил фрагмент своего мастер-класса на тему «…И мы сохраним тебя, русская речь», поделился воспоминаниями о своем участии в конкурсе, который проходил накануне путча: победителей несколько раз вызывали в Москву для награждения, потому что Борис Ельцин не мог выбрать для этого время. У конкурса уже есть своя история. Существует клуб конкурсантов. Жаль, что даже в Год учителя центральное телевидение не уделило мероприятию должного внимания. А ведь оно, ТВ, во многом делает погоду в наших головах.

Фото Владимира СЕМЕНОВА, Варвары ДЖУМАНДЖИ и автора

Автор статьи: Людмила ФИЛАТОВА

Рубрика: Образование