Медиакарта
7:58 | 3 мая 2024
Портал СМИ Тюменской области

навстречу великой победе

навстречу  великой  победе
10:13 | 15 февраля 2010
Источник: Сельская новь

Подвиг их бессмертен, имена их известны

Начало 1942 года на Северо-Западном фронте не радовало. Враг быстро продвигался к Новгороду, который был щитом для Ленинграда. Оставалось одно единственное решение: нанести контрудар 16 немецкой армии. С февраля 1942 года в Старорусском районе шли жестокие бои, в которых участвовали сибирские соединения. Как со стороны врага, так и с нашей армии несли огромные потери. Это не трудно проследить по спискам погибших. С 25 по 28 февраля 1942 года фашисты бросили в бой танки. У деревни Муравьёвой Старорусского района 27 февраля погибли наши земляки: Агуреев Алексей Трофимович из Назарово, Архипов Николай Максимович из Банниково, Деветериков Пётр Иванович, Егоров Иван Тимофеевич, Кислов Фёдор Ефимович, Усламин Иван Радионович,Усламин Сергей Гаврилович, Халеев Капитон Иванович, Черепанов Семён Васильевич, Черкожуков Иван Тимофеевич. Это почти целый взвод! Немного позднее земляки наши погибли у деревни Бологижа Старорусского района. Среди них: Санников Пётр Прохорович из Сысоевой, Терпугов Яков Степанович из Назаровой, Сырьев Иван Филиппович из Сычёво, Усольцев Никита Максимович из Сысоевой, Рябков Василий Трофимович из Ефимовой, Огуреев Александр Трофимович, Баранцев Кондратий Степанович из Челноковой, Викулов Григорий Фёборович из Кокуя, Вахов Семён Филиппович из Сысоевой, Висков Максим Ильич из Старой Маслянки…

Это я на выборку взяла только два населённых пункта, а сколько их в Новгородской области! Сосчитать трудно. Не увидеть ребятам высоких пихт, За сохатым вслед не бродить, У Муравьёвки зарыли их, Ну а им ещё б жить да жить!...

У высот Синявинских и на Мге Фронтовой поэт Павел Шубин ещё в войну написал замечательную песню «Волховская застольная». В народе называют её Ленинградской застольной. Там есть замечательные слова:

Будут навеки в преданьях прославлены Под пулемётной пургой Наши штыки на высотах Синявина, Наши полки подо Мгой. Мга – это небольшая река, а у подножья высоких холмов расположилась небольшая деревенька Синявина. Там вела бои 364 – я сибирская стрелковая дивизия. Главная из задач её была: не допустить врага на Синявинские высоты, любой ценой удержать этот плацдарм и продолжать изматывать, обескровливать основные силы противника, стремиться к воссоединению с Ленинградским фронтом. Тогда дивизия воевала в составе Волховского фронта, которым командовал генерал К.А. Мерецков.

35 лет назад мне удалось побывать и на Мгинском выступе, и на Синявинских высотах. В каждой, даже небольшой деревеньке, на железнодорожной станции были сооружены памятники с именами погибших. Среди тысяч других есть имена абатчан.

В марте 1942 года погибли: Гилёв Матвей Михайлович, Лилюк Митрофан Васильевич, Студаникин Дмитрий Архипович из Банниково.

Особенно жестокими бои были в апреле. Так, 14 апреля 1942 года погибли Жуков Михаил Иванович, рядовой, 1896 года рождения, из Лихачёвой и Зайцев Дмитрий Ефимович. Оба похоронены в д. Малиновке вблизи реки Мги.

Там же на четыре дня раньше погиб младший сержант Верхоланцев Хрисай Фёдорович. Старшему сержанту Петру Куприяновичу Гусеву, лейтенанту Першину Фёдору Матвеевичу, младшему сержанту Нартову Якову Никитовичу и Мякишеву Ивану Ефимовичу было по 21 году, а Семёнову Егору Кондратьевичу всего 19, когда она пали смертью храбрых. У Синявинских высот и Мги сложили свои головы Андрей Архипович Бушуев, Семён Данилович Крапивин, Молоков Прокопий Николаевич, Сеногноев Сергей Васильевич из Болдырево, Поздеев Михаил Николаевич из Шипуновой, Жуков Яков Яковлевич…

Из Абатского не вернулись домой отец и сын Фомины. В этом списке малая часть наших земляков, погибших во время прорыва блокады Ленинграда. С 14 января по 1 марта 1944 года в ходе операций войск Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов и флотилии немецко-фашистские войска были отброшены на 220-280 километров на Запад.

В январе была прорвана блокада Ленинграда и почти полностью освобождена от вражеского нашествия Ленинградская область.

К концу января сибирские полки потеряли более чем наполовину людской силы. Непосредственно в момент прорыва блокады погибли Вяткин Михаил Иванович, Камалетдинов Атебула, Лихачёв Андрей Никитович, Чикишев Денис Яковлевич, Тюрин Георгий Сергеевич.

Был тяжело ранен в конце января абатчанин Шилков Иван Григорьевич, рядовой, 1922 года рождения, который скончался от ран 31 мая 1944 года. После сражений под Ленинградом остались в живых многие наши земляки. Поистине героический путь прошла Нина Ивановна Сеничева (Данилова). В конце 30-х годов прошлого столетия она возглавляла отдел здравоохранения в районе. Во время финских событий в 1940 году Нина Ивановна добровольно ушла на фронт.

В конце 1942 года Нина Ивановна с сибирской дивизией, сформированной в Тюмени, казалась на Северо-Западном фронте. Её муж – Пётр Ефремович погиб при выполнении особого задания командования. Её сын Вадим недавно передал мне на память две её фотографии.

Под Ленинградом командовали артбатареей Михаил Васильевич Клишев, воевали там разведчик Леонид Макарович Крупчанов, его отец Макар Тимофеевич, Сиянских Григорий Лукич, Александр Дмитриевич Шкунов… Им эта скупая земля дорога И лучшей не надо в награду. Они наступали и гнали врага И здесь же прорвали блокаду!

Блокада города на Неве коснулась почти каждого жителя нашего района. В конце 1941 года мы приняли около 3000 эвакуированных ленинградцев. Поделились не только жильём, но и скудным питанием. Всем миром организовывали пять детских домов для детей, потерявших родителей, не скупились на материнскую ласку. Многие выросли в семьях абатчан и навсегда остались в Сибири.

Время не стирается из памяти и очень хочется, чтобы не только пожилые, но и молодые помнили и знали, что 22 июня 1941 года, в самом длинном дне в году, нас постигла общая беда. Эта беда – война. На всех, на все четыре года, Она такой вдавила след И столько наземь положила Что тридцать лет и шестьдесят Живым не верится, что живы. А к мёртвым, выправив билет Всё едет кто-нибудь из близких Ещё кого-то, кого нет… И ставит, ставит обелиски.

А. Везель