Медиакарта
21:30 | 19 сентября 2021
Портал СМИ Тюменской области

«Парень, ты ведь совершенный гений…»


мнения

■ Татьяна БОРКО, искусствовед:

– Именно Филонов в начале XX века искал первые художественные элементы, которые бы могли развиваться по аналогии с природой (точка, линия, штрих) и превращаться в некие кристаллические формы. Это подобно тому, как вытянувшийся из земли цветок создает неповторимый космос. То же в графике Борисова. Элементы разрастаются в многомерное, бесконечно ширящееся пространство. Оно затягивает все глубже и уже не отпускает. У каждого рисунка – свой космос. А вместе они – космос искусства.

■ Алексей ПАНЕНКОВ, главный художник Тюмен- ского драматического театра:

– Видно, как авторы развивались, росли от темы к теме, от картины к картине. Самое ценное в этих двух выставках – непохожесть работ.


вернисаж

Второй сезон подряд Тюменский драмтеатр упорно доказывает зрителю, что за величественными дверями есть не только живая сцена, но и живые стены…

——

В холле третьего этажа большого зала здравствует мини-музей, который с регулярным постоянством презентует горожанам художественные и фотопроекты. От щедрости сердца, по доброте душевной и в знак несоизмеримого уважения некоторые творцы оставляют театру по работе. В настоящее время в его коллекции подарки от Шарипова, Глазуновой, Юдина, грузинских художников. Оставит ли что-то храму муз тюменский живописец Александр Новик, неизвестно. Но то, что дочь питерского нонконформиста Леонида Борисова не рискнет «разорвать, разбить» цельную экспозицию родителя, мы уяснили. На прошлой неделе драматический театр открыл сразу две выставки: одну местного автора, другую – из Северной столицы. Таким образом, на единой площадке удалось создать условия для соприкосновения таких разных художников и городов.

«Ритмы цвета» – проект Новика, который автор готовил самостоятельно. Живопись в трех темах: женская натура, деревенские мотивы, Тюмень. Художественная недосказанность, загадочность, таинственный флер. Вглядывание, вслушивание, расшифровка. Словно сценическое действо. Недаром председатель местного отделения Союза художников России выставился в театре…

– Ваша любимая работа?

– Та, что стоит на мольберте.

– Это секрет?

– Нет. Пишу серию пейзажей о Тобольске. Старинный город меня вдохновляет.

«Под знаком Филонова» – проект Полины Борисовой по отцу и для отца. Тридцать карандашных рисунков с 1968 по 1975 годы, с которых, собственно, и начинался ныне всемирно известный мастер (его и правда ждут во всех культурных столицах: проект «Игра в классики» в Екатеринбурге, а в Москве – совместная с Натальей Хлебцевич экспозиция картин и фарфора стартовали практически в одно время с презентацией работ в Тюмени). Сама выставка тоже начиналась довольно просто, по-расейски. Как-то в гости к Полине, которая переехала в Тюмень пять лет назад, возглавила Сибирский центр культурных инноваций и, невзирая на чиновничьи препоны, продолжает считать наш город одним из самых симпатичных в стране, заглянула хранитель театрального музея Надежда Васькова, увидела «геометрические опыты» Борисова, почитала его стихи… Решили – вернисаж. Тем более рисунки нигде не выставлялись.

С названием, где звучит фамилия другого известного петербургского мастера, определились без проблем. Квинтэссенция проекта – четкая последовательность традиций, заложенных Павлом Филоновым, поэтом, художником, теоретиком искусства. Один ушел. Второй пришел. Не на его место. Встал где-то рядом.

Работы графичны. В них обыграны шрифты. Это не только зарядка для ума, предложенная студентам «художек». Искать в стихах смысл, а в небольших рисунках великий макромир понравится едва ли не каждому гостю театра. Это как разгадывание ребуса, заполнение клеточек совсем не легкого кроссворда, поиск ответа на задачку по геометрии, будь она неладна.

Новик и Борисов – абсолютно неравнозначные авторы. Словно с разных планет. И все же две выставки на одном этаже создают единое интимное пространство. Попадать в его сети можно хоть каждый четверг, но до 15 декабря. Время пребывания в прекрасных путах – с 12-00 до 17-00. А дальше, в разгар зимы, нас, возможно, встретят картины Ольги Трофимовой, Михаила Гардубея, Сергея Брюханова.

Фото Варвары ДЖУМАНДЖИ

Автор статьи: Ирина НИКИТИНА

Рубрика: Культура