Медиакарта
3:18 | 25 июля 2024
Портал СМИ Тюменской области

Сколько всего пришлось пережить…

Сколько всего пришлось пережить…
11:39 | 28 октября 2010

Надежда Ефимовна Кошкарова родилась 18 октября 1925 года в д. Долговское Каргапольского района Курганской области. В Уватский район она попала пятилетней девочкой вместе с сосланными сюда родителями - Ефимом Даниловичем и Анастасией Ананьевной Банниковыми.

«Привезли нас, три семьи, на неводниках на берег реки Алымки осенью 1930 года, когда уже шел снег. Высадили возле местечка Слепой ручей. Кругом лес, тайга и ни одного дома, ни одной живой души вокруг, - вспоминает Надежда Ефимовна. - Грелись у костра, хлеб пекли в печи, сделанной в крутом берегу. Взрослые сразу же начали рыть землянку, выкопали ров, наложили сверху бревен, так и прожили зиму. Я тогда сильно простудилась и заболела, но выжила.

С весны стали готовить лес на строительство жилья. Отец с братом Володей валили деревья, а меня садили верхом на лошадь, и я помогала вывозить заготовленный для сруба материал. К осени построили небольшой домик, в который и переселились.

В ссылке в первые годы жили очень плохо. Не видели ни сахара, ни конфет, муку делали из сухих листьев липы, тала, перемешивали с небольшим количеством муки и пекли лепешки, пироги.

Учились мы в Черпиинской школе, с девяти лет нас уже водили на прополку сорняков, на заготовку силоса, рвали лён, а когда стали постарше, ходили за жнейкой, вязали снопы.

Однажды в Черпию пришло известие, что отца, который работал в Увате на строительстве жилья, арестовали и увезли куда-то на пароходе.

Мы с мамой проводить его не успели и с тех пор ничего о нем не знали. Брат Володя искал отца, делал запросы, и ему ответили, что Ефим Данилович умер от туберкулеза на Беломорском канале. И только спустя годы, совершенно случайно в одной из газет мы прочитали, что Банников Ефим Данилович расстрелян 31 октября 1937 года в Тобольской тюрьме. Так открылась правда о гибели моего отца», - с болью в сердце говорит Надежда Ефимовна.

После окончания Черпиинской семилетки девушка приехала учиться в Уват, закончила здесь восьмой класс, пошла в девятый, но помешала война. Почти все учителя-мужчины ушли на фронт, и в феврале 1943 года заведующая РОНО Анастасия Дмитриевна Белкина направила Надежду на курсы подготовки учителей в г. Тобольск.

«У меня и ехать-то не в чем было, - вспоминает Надежда Ефимовна, - только полуботинки тряпичные да куртка с кошачьим воротником. Хорошо, что выдали по ордеру валенки да инспектор РОНО отправила со мной шубу родственнику, в ней я и доехала до Тобольска на почтовых лошадях.

Поселили нас в здании пединститута. Помещение холодное, дров нет, вот мы сами с санками ходили в лес, заготовляли дрова. Принесём дрова, а нам выдадут на отопление одно бревно. Так что в каменном здании, которое мы не могли отапливать, было очень холодно, и питались впроголодь».

Так проучившись в Тобольске 11 месяцев, Надежда Ефимовна получила справку об окончании историко-филологических курсов и попросилась на работу в Атнист, где в то время жили мать и сестра Ольга.

«На стипендию купила ботинки, - вспоминает Надежда Ефимовна, - пока добиралась до Атниста, все ноги стёрла до пузырей. В Черпие познакомилась с медсестрой, и за то, что окучила у неё картошку, она отдала мне юбку, сестра Ольга - кофту. Вот и вся одежда. Но радовалась обновам недолго, однажды выстирала всё, повесила и ушла в кино, пришла - ничего нет. Поплакала, да слезами горю не поможешь. Накопила денег, купила саржи, из которой сшили платье, вот в нём и поехала на работу».

В Атнисте, чтобы не возить детей на учёбу в Уват, тогда открыли пятый класс, и Надежда Ефимовна с октября 1944 года вела там уроки истории, биологии, немецкого языка, рисования, физкультуры. В будни работали с детьми в школе, а в выходные всех выводили на заготовку леса.

Через год лесопункт в Атнисте закрыли и Надежду Ефимовну перевели в поселок Чебунтан, где она три года вела географию, немецкий язык, биологию и химию. А кроме того, была счетоводом в школе, комсомольским секретарем, агитатором в пос. Быковка, читала лекции по материалам партийных съездов.

В 1948 году молодую учительницу перевели в Ивановскую школу, директором которой был Лазарь Иванович Кабаков. Работала преподавателем в старших классах, руководила лекторской группой, много лет была ответственной за пришкольный участок, где выращивали овощи, картошку. Работать было интересно, дети тогда учились очень старательно.

В те годы учителям, помимо основной деятельности, приходилось заниматься агитмассовой работой с населением, подписывать на госзаем. Учителя постоянно помогали колхозникам в поле, собирали колоски, в ночное время молотили пшеницу.

Здесь, в Ивановке, Надежда Ефимовна встретила свою судьбу - Петра Захаровича Кошкарова, с которым 31 августа 1951 года сыграли свадьбу и вот уже 59 лет живут вместе. Сначала жили на Увале, в двух километрах от школы, а в 1957 году построили дом и переехали в Ивановку. Вырастили и воспитали троих детей, сейчас у них 6 внуков и 6 правнуков.

В августе 1981 года Надежда Ефимовна ушла на заслуженный отдых.

В свободное время любила ходить в лес за ягодами и грибами. Зимой пряла, вязала носки, вышивала гладью, крестиком. Некоторые вышивки сохранились и до сегодняшнего дня. Да и сейчас Надежда Ефимовна не сидит на месте, занимается своим любимым делом - выращивает цветы и ухаживает за огородом. Порой и хочется ей сходить в школу, но идти далеко не может: дают о себе знать годы напряженного труда.

Совсем недавно Надежда Ефимовна встретила свой 85-летний юбилей, и хочется от всей души пожелать этой стойкой, трудолюбивой женщине здоровья, счастья и душевного тепла.

Районный совет ветеранов педагогического труда