Медиакарта
18:30 | 20 ноября 2024
Портал СМИ Тюменской области

От детской мечты – к «Поиску»

В начале 70-х годов ХХ века в Заводоуковске появилась студия любительского кино. У её истоков стоял Анатолий Рябов. Здесь было создано более двухсот фильмов о жизни района и  его людях. С годами ценность этих документальных лент только растёт.

Кино  интересовало Анатолия Васильевича с детства. Ещё мальчишкой он  устраивал для друзей «кинопоказы»…в сарае: рисовал афиши, натягивал экран из белой ткани и зажигал свечу в самодельном проекторе. Позже Анатолий Рябов подружился с киномехаником Александром Бетневым, который работал в клубе Новозаимского зерносовхоза, и в 16 лет стал его учеником. 

В ноябре 1959 года А. Рябов ушёл в армию. В «учебке» в Калининграде  призывников спросили, есть ли  среди них киномеханики? Так рядовой Рябов вместо строевой подготовки после политзанятий  «крутил» кино для сослуживцев.  Из учебного полка его отправили в Таллин, в Панфиловскую дивизию, где он тоже принял киноустановку. В армии же солдат увидел и первый телевизор, разобрался в его устройстве и загорелся идеей собрать телеприёмник собственноручно. Одни детали раздобыл в военчасти, другие –  в магазинах Прибалтики. Кинескоп после демобилизации  купил в Москве.

 Телевизор А. Рябов собрал уже в Заводоуковске. Навстречу молодому кулибину пошёл директор завода «Тюменьсельмаш» Вадим Мазур, который попросил рабочих изготовить для приёма телепередач вышку. И заводские мастера соорудили уникальную 40-метровую поворотную конструкцию, которая ловила передачи из Кургана. Таким образом Анатолий Васильевич оказался причастным к появлению в нашем районе телевидения. Когда в залинейной части города установили ретранслятор, надобность в уникальном изделии машиностроителей отпала. Как ни просил А. Рябов сохранить вышку для истории,  её всё равно убрали.

 В 1960-е годы всё больше заводоуковских семей обзаводились телевизорами. Но, несмотря на это, жители города с удовольствием ходили в кино: в кинозалах  постоянно были аншлаги. В городском кинотеатре «Победа» на улице Вокзальной  фильмы   демонстрировали на широком экране. Мечтали об этом и работники Дома культуры «Тюменьсельмаша». Позже заводчане изготовили полотно нужного размера, которое опускали с  помощью лебёдки. Но экран получился  тяжёлым, а под ним, как правило, сидел президиум. «Если что, президиума лишимся!» –  сказал Анатолий Рябов директору завода. Тот пошутил: «Новый изберём!» Пришлось Анатолию Васильевичу поломать голову, как сделать экран легче. Вместе с конструктором Владимиром Шестаковым  он  сделал экран заворачивающимся на алюминиевую трубу. Конструкция, к слову,  работает до сих пор.

В 1969-м Анатолию Рябову предложили взять под крыло районную киносеть. Так в его ведении оказались 54 киноустановки. А чуть раньше Анатолий Васильевич увлёкся любительским кино. Идею снять фильм на местном материале горячо поддержал ветеран машзавода краевед Сергей Захаров. В своей книге «История завода «Тюменьсельмаш» он писал: «Среди отснятых нами кадров были и футбольный матч между заводской и ялуторовской командами, и  строительство детских яслей… Все эти картины «сделали» и показали в Доме культуры. Хотя они страдали отдельными недостатками, но их тепло встречали в коллективе предприятия. Ещё бы! Ведь это был свой фильм, рабочие могли видеть себя на киноэкране».

В марте 1965 года заводоуковцы впервые выехали на областной смотр любительских кинофильмов в Тюмень. Призов не завоевали, но руки не опустили. Потом Анатолий   Рябов организовал при ДК киностудию «Поиск».

  В кинотеатре наряду с союзными киножурналами стали демонстрировать и ленты местного производства. О высоком уровне мастерства заводоуковских кинолюбителей свидетельствуют многочисленные награды областных, всероссийских и всесоюзных конкурсов. А документальный фильм  «Олимпия» о жизни юных   спортсменов в лагере на озере Карасье даже завоевал третье место на международном конкурсе в Болгарии.

Фильмы, снятые Анатолием Рябовым и его коллегами, можно посмотреть и сегодня. Они хранятся в его личном архиве. Стоит только достать киноаппарат с полки и правильно заправить в него плёнку. Хотя, по словам Анатолия Васильевича, сегодня и этого не нужно  – «цифра» сделала своё дело.

Фото из архива краеведческого музея

Автор: Татьяна ВОЕВОДИНА, научный сотрудник музея