30 октября водители будут отмечать свой профессиональный праздник. Как-то незаметно, но прочно автомобиль стал неотъемлемой частью нашей жизни, и без преувеличения можно сказать, что эта профессия является одной из самых массовых и востребованных во всём мире. Сегодня трудно представить те времена, когда её не существовало. О том, какие были шофёры, и как им работалось 40–50 лет назад, я узнал от ветерана отрасли Алексея Ивановича Зольникова (на фото).
Родился Алексей Иванович в 1934 году в Аромашево. После окончания семи классов он решил связать свою дальнейшую судьбу с железной дорогой и поступил в Ишимское железнодорожное училище, после окончания которого его распределили на работу в город Омск. Немного времени потребовалось юноше для того, чтобы понять – не ту профессию выбрал. Уволившись, уехал поднимать целину в качестве тракториста. В 1954 году Алексея призвали в армию и увезли в Красноярск, где распределили в школу автомехаников. Проучился он год и поехал дослуживать на Дальний Восток уже с правами водителя.
– Демобилизовавшись, я вернулся домой и устроился шоферить на полуторку в промартель, которая располагалась на месте бывшего хлебозавода, сейчас рынок там. Но недолго я на ней ездил, в итоге пришёл в автороту, проработал там до 1964 года и перешёл в сельхозтехнику, которая тогда РТС называлась. Машины туда только поступать начали, и я в числе первых шести водителей получил новый самосвал, уже со штампованной кабиной. Работа была в основном в совхозах, возили на поля торф, перегной, пиломатериал и прочий груз. Машин мало было, так что работы хватало. Потом техники стало поступать больше, шли «Колхиды» и пришло два ЗИЛ-130, один из них я получил. Вот это техника была! Ни одна гайка подтяжке не поддалась, капитально были сделаны, груз не чувствовали, хоть шесть, хоть семь тонн грузи – не перегрузишь, – с восхищением вспоминал собеседник.
На многих автомобилях, выпускаемых промышленностью Советского Союза для нужд сельского хозяйства, довелось поработать Алексею Ивановичу, а последние 18 лет, перед уходом на заслуженный отдых, не расставался с мощным карбюраторным «Уралом». Вначале возил на нём грузы, а потом переоборудовал под бензовоз.
– На грузовых работал, постоянно в командировки отправляли, и на бензовозе то же самое началось. По всей зиме в Вагайском районе по совхозам горючее развозил, а как-то в Викуловском мы с мужиками на шести бензовозах всё лето проработали. Дороги там были страшные, особенно если год сырой выпадал, «Кировцы» буксовали. Тогда ведь и до Тюмени грунтовка была, в дождь попадёшь, и больше суток ехать будешь.
Но что могу сказать, ранешные шофера – мужики были настоящие, не то, что сейчас. В те времена, если встал на обочине, то любой посторонний водитель остановится и спросит: «Нужна помощь?» Сейчас на дороге замёрзнуть можно, и никто не остановится. На «Урале» работал, осень, грязь, все машины в кюветах: и газики, и лесовозы, по всей ночи таскать их приходилось. Я как-то ещё на газике работал, и пришлось перевозить одну семью в Омск. Ехал обратно и угодил в дождь, одел двойные цепи на колёса, но и они плохо помогали, там солонцы, почва твёрдая, чуть-чуть и опять в кювете.
На ЗИЛ-555 возили оборудование из Ишима в Аромашевское заготзерно, и у моей машины оборвало лапки сцепления. Как раз метель была, а недалеко от Карасуля дорога была прочищена по озеру, так вот, чтобы на берег подняться, у меня вся ночь ушла. Выскочу почти наверх, колёса пробуксонули, и всё, покатился обратно. Был как-то у меня и каверзный случай и на «Урале». Работал он на 93-м бензине, вот один «товарищ» слил его, а в бак залил солярки. Пришёл я на работу, завёл машину, пока в фильтрах да в топливопроводе бензин был, двигатель работал, потом «зачихал», задымел, я три раза его снять успел пока причину установил.
Всякое было за мою шофёрскую жизнь, а вот помнится только хорошее, ни разу не пожалел, что связал свою судьбу с этой профессией, – подвёл итог беседе Алексей Иванович.
Многолетний труд моего собеседника отмечен множеством различных наград и почётных грамот, является он и ветераном труда. Трое детей подарили ему с супругой Марией Ивановной, с которой они рука об руку идут по жизни уже почти 60 лет, шестерых внуков и девять правнуков. В общем, жизнь удалась.
Фото: автор