С музыкой Юрий Бабарыкин неразлучен с детства. Любимый баян и в веселье, и в минутки грусти был и остаётся верным другом. И хотя в жизни есть другие увлечения: рыбалка, охота, но и для милого сердцу занятия время всегда найдётся. Поэтому, когда в районе было решено организовать клуб «Играй, гармонь!», с готовностью откликнулся на предложение вступить в него.
- Я не смогу сейчас и объяснить, как так получается, но стоит положить руки на кнопки, как пальцы сами находят нужные, и музыка, звучащая в голове, появляется на свет, – объясняет Юрий Николаевич. – Может, это и не профессионально, но что поделать, играть на инструменте я учился сам, следуя советам наставников. Получить профессиональное образование в этой области, к сожалению, не удалось.
Первым тягу паренька к музыке заметил сосед баянист, семья жила тогда в Кемеровской области. Ради шутки показал мальчишке пару простых упражнений, а когда тот легко их освоил, предложил родителям Юрия сначала отпускать его к нему на занятия, а потом и купить сыну баян. Вот только долго учиться Юре не пришлось, семья сменила место жительства, и занятия пришлось прервать. Потом были несколько недель занятий в музыкальной школе и вновь переезд на новое место.
С баяном мальчик не расставался, изредка пытался повторить то, чему успел научиться, но без помощи опытного наставника дело двигалось вперёд плохо. И кто знает, как бы всё сложилось, если бы, в конце концов, семья не обосновалась в селе Партизан Абатского района.
В то время здесь жил и работал замечательный баянист Виктор Пфеннинг. Он окончил Тобольский культпросвет и играл на гармони и баяне просто виртуозно. На просьбу научить отозвался охотно, но сразу предупредил, что учитель из него плохой. Объяснил лишь, что Юрий сам должен почувствовать инструмент и музыку. Пока этого не произойдёт, толку не будет. И он был прав. Через какое-то время упорных занятий по советам старшего наставника играть стало получаться. А если получается, то и дальше учиться хочется.
- Так и пошло, - вспоминает Юрий Николаевич, - играл в школе, на вечерах отдыха в клубе, часто помогая, а изредка и подменяя Виктора. Тогда ведь без баяна или гармони ни один праздник, ни одни молодёжные посиделки не проходили, а гармонист или баянист – главный и самый желанный гость. Без него никуда!
Да и во взрослой жизни баян был моим постоянным спутником: я участвовал в художественной самодеятельности, преподавал музыку в школах: Партизанской, затем после переезда в Шевыринской.
Отлично владея музыкальным инструментом, Юрий Николаевич ещё и пишет стихи, которые потом становятся песнями, музыку к которым он тоже сочиняет сам.
- Вот тут-то и сказывается отсутствие музыкальной науки. Есть время, есть вдохновение, а знаний нет. Стихи, конечно, записать можно, а вот музыку как? - говорит Ю. Бабарыкин. – Из-за этого многое теряется. Пробовал записывать композиции на аудиокассету, но это не то, да и потерялась она со временем. Теперь и не вспомнить, что на ней записано было.
Точное число написанных им песен баянист назвать затрудняется, говорит, что было их много, сочинённых по случаю какого-либо события, или просто в минуты волнительных переживаний. По своей тематике песни различны, но всё же большинство из них посвящены красоте родного края и истории района.
На берегу реки Ишим извилистой,
Что не сдержать границам
двух держав,
Восьмой десяток лет уже
Абатск стоит,
Морозным утром облик величав.
Слова этой песни, написанной к 80-летию района, родились легко и сразу.
- Я ехал зимним утром в Абатское, и, спускаясь с увала, просто поразился красоте раскинувшейся передо мной картины: высокое ярко-голубое небо, белая кипень морозного инея на деревьях и яркое золото куполов церкви Петра и Павла. Настолько это всё завораживало взгляд, что стихи родились сами собой, а затем и музыка к ним, - вспоминает Ю. Бабарыкин.
Ещё одна песня, написанная также к юбилею района, начинается словами:
Село уездное, провинциальное,
Кандальный тракт, река
нейтральная,
И церкви золотые купола,
и медный колокольный звон…
Селу Абатскому мила их
летопись времён.
- Но ошибается тот, кто считает, что песни можно сесть и просто сочинить, пользуясь каким-то правилом или шаблоном, - объясняет Юрий Николаевич. – Нет. Их нужно прочувствовать, вложить в них частичку себя, поделиться со слушателями своими переживаниями. А иначе получится сухо, искусственно, надуманно. И, прежде всего, поймёшь это ты сам, а затем и люди.
Е. Водолазова
Фото автора